С самого начала планы, согласованные и пересогласованные властями Италии и Франции (и переподтвержденные разными правительствами с обеих сторон), вызывают непримиримые протесты местного населения. Начало работ грозило в свое время проведению Олимпийских игр в Турине в 2006 году.
В последние два-три года активизировался комитет «Нет ТАВ» (буквы латинские, обозначающие скоростной железнодорожный транспорт). И это больше не сообщество экологов, опасающихся за окружающую среду и сохранение уникальной экосистемы и девственной природы, а настоящая ячейка боевиков.
На протяжении последних 1,5 лет там не стихает настоящая война - именно так охарактеризовал ситуацию министр внутренних дел Анджелино Альфано в новом правительстве. А до этого подрывным вылазкам противостоял Роберто Марони из кабинета Берлускони. Занимавшая пост главы МВД во время «промежуточного» правления технократов Аннамария Канчелльери заявляла, что комитет «Нет ТАВ» - рассадник угрозы внутреннего экстремизма.
Ожесточенные выступления уже стоили жертв. Во время одной из акций с электрического столба сорвался один из активистов и погиб. В одном из самых крупных столкновений ранения получили почти 200 полицейских. Совсем недавно в непосредственной близости от стройки были найдены самодельные взрывные устройства, никто не погиб только чудом. При этом угрозам подвергаются простые рабочие. Строительные площадки похожи на зоны отчуждения - за колючей проволокой. При этом активисты регулярно повреждают технику, препятствуют поставкам материалов.
Строительство и так продвигается с трудом - ветка длиной почти 1000 км должна была войти в строй в 2012 году. Противники ТАВ, к которым относится «Движение 5 звезд» комика и блогера Беппе Грилло, утверждают, что сооружение этого объекта инфраструктуры нерентабельно, а первоначальная стоимость проекта превышена уже в разы, когда деньги нужны на решение других, более актуальных проблем.
Тем не менее, от правительства к правительству обязательства Италии подтверждаются, и ТАВ остается в приоритетах. И в отдельно взятом некогда тихом уголке сложилась ситуация прямого лобового столкновения государства с гражданами.
Ведут итальянцы гражданскую войну и сами с собой. В последний год все чаще СМИ сообщают о душераздирающих случаях, когда отцы семейств убивают собственных детей и кончают жизнь самоубийством. Чуть ли не ежедневно мужья убивают жен, бывших и настоящих, старики кончают с собой. Это - тоже экстремальный вид протеста против государства, не способного помочь и обеспечить комфортные условия существования.
Дошло до того, что один временно помешавшийся безработный начал стрельбу по карабинерам на площади перед правительственным дворцом Киджи в момент, когда поблизости присягу приносило столь выстраданное и долгожданное правительство. Италия - не Америка с проблемой свободной продажи огнестрельного оружия. На Апеннинах обычно стреляет только мафия.
Кстати, о мафии - она тоже стала оружием «гражданского противостояния», процветая там, где государства нет - а это южные районы, в которых катастрофически нет работы. Нет и жилья: в Риме участились случаи «захвата» пустующих домов, часто в аварийном состоянии. Для разгона «несанкционированных жильцов» прибегают к полиции - итальянцы против итальянцев, коренных жителей Апеннин, не иммигрантов. Иммигрантам место на вокзале.
Проезжая как-то в поздний час мимо центрального римского вокзала «Термини», меня поразило число улегшихся штабелями чернокожих тел. Прямо скажем, не самый позитивный имидж для европейской столицы, центра мировой культуры, коим без сомнения является Рим.
Тем не менее, внешне Италия, несмотря на все душащие экономические проблемы, кажется пока вполне благополучной. Хотя анархисты тоже активизировались, до «свинцовых лет», когда взрывы гремели в центрах основных городов, далеко. Чтобы увидеть «оборотную сторону медали», достаточно заглянуть за «фасад Колизея».