Именно от жары скрывались в холмах и на морских побережьях еще древние римляне. Праздник Феррагосто, выпадающий на 15 августа, отмечали уже в античности. Официально в обиход патрициев его ввел в 8 году до н.э. первый римский император Август, в честь которого, собственно, назван «отпускной» месяц.
Сложно сказать, купались ли римляне в море. Скорее нет, чем да. Известно о богатой культуре терм в Древнем Риме, вокруг которых выстраивался весь жизненный обиход. Не было мало-мальски уважающего себя дома, в котором не было бы банного помещения. Были они и на приморских виллах, а в таких нет недостатка.
Тиберий умер в своей обители на острове Капри. Клавдий построил дворец на «морской глади» в знаменитых Байях, под Неаполем. Сейчас его руины оказались под водой из-за местного природного феномена брадисейсма, вызываемого геологическими особенностями местности, которая относится к так называемым вулканическим Флегрейским полям. Собственно, брадисейсм заключается в изменении рельефа земной поверхности за счет неожиданного резкого изменения уровня моря.
Сохранились следы древнеримских вилл на островке Джаннутри, том, что служит «спутником» печально прославившемуся после крушения «Косты Конкордии» Джильо. А также на одном из красивейших пляжей Фенилья в Тоскане.
Это вообще уникальное место: когда-то и Джильо, и Джаннутри, и Монт'Арджентарио были соединены с Апеннинским полуостровом. Со временем (речь идет о миллионах лет назад) они отдалились и «отползли» в море. Но при этом Монт'Аржентарио оказался не островом, а полуостровом, поскольку с материком его соединили две песчаные косы. Древние римляне разводили в образовавшихся лагунах угрей и мурен. Так, сохранилось свидетельство, что на берегу Монт'Арджентарио проводил свои детские годы будущей император Нерон со своей властолюбивой матерью Агриппиной.
Ходил ли маленький будущий тиран, как любой современный ребенок, на пляж, история умалчивает. Но сам факт строительства вилл на морских берегах говорит о том, что, по крайней мере, и древние любовались видом.
Хотя иногда они служили и местом отчуждения, как для Тиберия, укрывшегося на Капри от пугавшего его римского двора, или как вилла августовских времен на острове Вентотене, одном из ближайших к Риму, - туда обычно «ссылали» женщин императорской семьи, принимавших христианство.
С принятием христианства, неистово искоренявшего все языческие традиции, 15 августа начали отмечать Успение Богоматери. Кстати, если прибавить 13 дней разницы между григорианским (католическим) и юлианским (православным) календарями, получится в аккурат 28 августа, когда Успение празднуют православные.
Если Успение Богоматери 15 августа празднуют во всех католических странах, то праздник же лета Феррагосто исключительно итальянский. И официальный выходной. Кроме того, как нигде в Европе именно он определяет отпускной период. До начала сентября уходит на летние каникулы парламент, закрываются министерства, компании, некоторые предприятия переходят на щадящий режим работы.
Ни один работник с достойной заработной платой не трудится во второй половине августа - и это хорошо заметно в престижных жилых кварталах, где на августовские каникулы закрываются даже бары, не говоря о магазинах - клиентов все равно нет.
Все тянутся к морю. Феррагосто в Италии - как священная корова - и если его и можно «убить», то только на пляже.
Большинство итальянцев предпочитают отдых на морских побережьях и преимущественно своих. И хотя береговой линии на Апеннинах насчитывается 8 тыс км плюс многочисленные острова, включая крупные Сицилию и Сардинию, места всем все равно не хватает. Кризис – не кризис, а статистика указывает, что каждый год число отпускников сокращается, как и продолжительность отпусков, но найти место под солнцем во второй половине августа непросто. А часто за него надо просто-таки бороться.
Начинается все… с дороги. Как по приказу неведомого распорядителя, большая часть итальянцев, живущих в городах, покидают мегаполисы одновременно. Дорожная полиция объявляет «черный уровень», то есть высший, загруженности на автомагистралях. В неистовом порыве все оказываются в многокилометровых пробках, уплотнению которых служат мелкие аварии.
Не лучше ситуация и по прибытию к месту отдыха. Парковка становится задачей еще более сложной, чем в Риме в разгар рабочего года. В некоторых местах не находится места даже для двухколесного транспорта. Лично наблюдала затор из велосипедов на выходе к одному из красивейших пляжей в Тоскане.
Для держателей же пляжных парковок август – «золотой месяц». Одни из самых дорогих машино-мест - на Сардинии. Как и «парковка» частных яхт, причаливающих к знаменитому Изумрудному берегу.
Но вот удалось избавиться от машины, выгрузить все пляжные сумки, наконец, выходим к морю... Но вместо манящей лазурной воды видно лишь море людей. Пляжи в Италии можно условно разделить на две категории - обустроенные с лежаками, зонтиками, кабинками, баром (а то и рестораном) и «дикие», куда надо приносить все с собой (зонтик, лежак и провизию). Лично я предпочитаю вторые. Платить по 50 (а то и больше, в зависимости от фешенебельности места) евро в день за сомнительное удобство в третьей-четвертой линии аморально.
Хотя на некоторых, так называемых, «диких» пляжах, на той же Сардинии, иной раз некуда не то что полотенце разложить, пятку поставить, чтобы загорать в вертикальном положении на одной ноге, как цапля.
На пляжах, как и на любых курортах, в августе наступает «высокий сезон» - то, что стоит по несколько евро в июне дорожает до нескольких десятков в августе. Очередь - обязательное приложение к любой августовской услуге. Когда одна часть населения (несомненно большая) отдыхает, другая - работает. Для кого-то сезонный заработок - единственный на весь год.
Но представим, что к морю мы прорвались, искупались, понежились на солнышке (естественно под толстым слоем защитного крема), даже перехватили что-то в баре. Время на пляже бежит незаметно - пора сматывать коврик. 90 процентов отдыхающих делают это одновременно, также по мановению невидимой палочки.
Итальянцы лишь кажутся расслабленными, на самом деле они подчиняются жесткому неписаному графику. К восьми вечера все тянутся к столу. Поэтому чтобы выехать с пляжа, опять оказываешься в пробке.
Если же столик не заказан заранее - пиши пропало. В переполненный ресторан заходят случайные туристы: «Можно поесть?». «Нет!», - сухой ответ, и далеко не все добавляют вежливую форму: «Простите, нам очень жаль». В августе никто особо не озадачен качеством обслуживания - все знают, каждый вечер все столики будут заняты, несмотря на недовольство клиентов.
Надо признать, что в Италии широкий спектр пляжно-отпускных предложений. Это и комфортабельные отели через дорогу от побережья с зафрахтованым гарантированным лежаком под зонтом, и курортные деревни «все включено», и аренда апартаментов - в огромном количестве, и спартанский, но от этого не менее романтичный, кэмпинг, где совершенно спокойно можно находится на полном самообеспечении, да еще и почти всегда с собакой (если имеется).
И, поверьте, лучшие места для отдыха вовсе не в разрекламированном Форте дей Марми (даже если в этом году там отдыхал премьер-министр Маттео Ренци) и уж тем более не на экономичном Адриатическом побережье (в районе Римини).
У многих итальянцев есть «вторые дома» - это не совсем русская дача, но концепция близкая. Домик на море - в уютных живописных портовых городках. У более обеспеченных - тут же «припаркована» лодка для морских прогулок. Неторопливая отпускная жизнь на этих солнечных террасах в тени больших зонтов невероятно манит и завораживает и заставляет ждать следующего лета, даже несмотря на бесконечные жалобы на августовские неудобства.
А жалуются одинаково абсолютно все без исключения - и владельцы личных квартир на престижном и дорогом Изумрудном берегу на Сардинии, и краткосрочные арендаторы, за полгода ищущие «лучшие предложения». Подавляющее большинство итальянцев летом предпочитают море, хотя в последнее время даже среди молодых начала набирать обороты мода на «старческий отдых» в прохладе гор.
Любопытно, что из отпуска итальянцы возвращаются плюс-минус одновременно. И новые пробки тянутся уже по направлении городов.
Еще несколько лет назад в период Феррагосто в Риме нельзя было купить хлеба. Город в прямом смысле вымирал. В нынешнем ритме, подчиняясь требованиям туристов, многие магазины и заведения остаются открыты. Значительно пустеет только Милан, экономическая столица, рационально подсчитавшая, что выгоднее отдыхать всем одновременно.
В последнее время, под натиском кризиса и во избежание августовского стресса все больше итальянцев остаются в городах, предлагающих большой выбор культурных инициатив - не закрываются музеи, открываются выставки, повсеместно проходят фестивали любых искусств под открытым небом.
Римляне, например, говорят, что по-настоящему наслаждаются своим городом только в августе. Уроженец севера Италии Джанни Родари долго жил и умер в Риме. Строчки его: «Город вымер. Быть беде!/ Где машины? Люди где? Рим пустынен, точно остров,/ Римляне сидят в воде...Феррагосто! В синем дыме/ Первый раз за столько лет/ Не гремит мотоциклет/ Тишина какая в Риме!». Строчки не кривят против истины и ныне!