Реквием по итальянской культуре общения

Вчера к нам заглянули, что называется, на вечерний огонек итальянские приятели. И мы целый вечер смотрели вместе… в компьютер: видео в Youtube, комментарии в Facebook, бесконечные сайты, блоги, порталы. И не то чтобы нам самим не было о чем поговорить. И не то чтобы было совсем скучно, мы дружно смеялись, не отрываясь от экрана и постоянно переходя по ссылкам. В общем, затянуло, а обидно, потому что пресловутая виртуальная реальность, в плоскость которой все больше переходит бытовое общение, грозит убить итальянскую культуру разговора.

С тех пор, как я более или менее сносно овладела итальянским языком, я обожаю говорить с итальянцами (пробовать делать это на каком-либо другом языке совершенно бесполезно) – в баре, в магазине, на почте, на бензоколонке. При этом, конечно, обязательное условие – никуда не торопиться. Итальянцы – настоящие мастера говорить ни о чем! И обладают этим искусством в одинаковой степени представители совершенно разных слоев населения.

Иными словами, в разговоре стираются социальные границы, и уже неважно, кто перед тобой – профессор университета или автомеханик без высшего образования. Разговоры, например, за столом семьи рабочего или адвоката совершенно одинаковые и, в первую очередь, они о еде! Эта тема в Италии, которая славится своим гастрономическим разнообразием, неисчерпаема.  Рецепты, что, где, когда ел, как это блюдо готовит бабушка, причем не своя, а двоюродной сестры жены брата друга.

Бывают, конечно, разговоры и о политике, и о футболе, и о насущных проблемах – для журналиста кладезь информации и энциклопедия жизни «страны пребывания».

Итальянцы со смаком могут долго и упорно обсуждать каждую деталь, многословно и поэтично, вне зависимости от того, деталь ли это автомобиля, личной жизни товарища или окружающего пейзажа. Речь у итальянцев льется без дополнительных стимуляторов, как водится у нас – алкогольных. В итоге ужины, начинаясь в восемь, заканчиваются далеко за полночь не из-за количества выпитого, а сказанного. Прощание продолжается еще не менее получаса, потому что после пресловутого «чао-чао» находятся недообсужденные темы. Договаривать приходится уже на пороге дома, ресторана, машины.

Вера Щербакова

Вера Щербакова окончила факультет иностранных языков МГУ им. Ломоносова, там же защитила кандидатскую по культурологии. Вся профессиональная жизнь - 13 лет - связана с ИТАР-ТАСС. Корреспондент агентства в Италии с 2007 года. Время от времени звучит на радио, иногда на ТВ, пишет для журнала «Эхо планеты», снимает сюжеты для ТАСС-ТВ. В общем, старается соответствовать современному требованию  «мультимедийности» журналиста. Обожает Рим.

Зайдя в аптеку на пять минут, выходишь через полчаса. Знаешь все о домашних делах лавочника, у которого покупаешь свежее мясо или творог. Сопереживаешь последним любовным неудачам бармена или официантки из бара напротив. Именно на таком общении строятся межчеловеческие отношения, более тесные и душевные к югу и внешне поверхностные и холодные на севере. И это вовсе не означает, что все эти люди – твои друзья. Но зачем столько друзей, главное, чтобы было с кем перекинуться парой слов.

И вот этой «фольклорной» культуре угрожает современный век поголовной компьютеризации и виртуализации. В основном, разумеется, это касается больших городов и молодежи. Все чаще встречаются группы молодых людей, дружно уткнувшихся в «ай-пэды» и «ай-фоны» и погруженных в виртуальное общение, часто с собственным соседом. Многословность теряется в коротких, урезанных до минимума предложениях-«инвалидах» в Twitter – и «сестра таланта» тут ни при чем: все вещают, все мыслят, но где-то там, виртуально, а здесь и сейчас пустота.

Распространение современных технологичных средств связи от «надкусанного яблока» и от конкурирующих «догоняющих и перегоняющих Америку» в Италии больше объясняется не стремлением к инновациям, а врожденной модностью или, точнее, понтовостью. Разумеется, Апеннины не обошла лихорадка по поводу выхода нового «ай-пэда». Сотни человек, особенно фанатичных, съехавшиеся со всей страны в Рим, простояли более суток в очереди, чтобы быть первыми обладателями новинки. Кстати, сама эта очередь, с ночевкой в машине на ближайшей парковке стала поводом… пообщаться. Разумеется, не отрываясь от планшета предыдущей модели.

Как бы там ни было, но Интернет (и всего за какие-то 10–15 лет) стал неотъемлемой реальностью общения. В Facebook назначают свидания, и часто там же их проводят.

Не пощадил Интернет и искусство. Согласно недавно опубликованному в Италии исследованию профессора Йельского университета, почти 80% молодых итальянских художников считают, что Интернет более эффективен и полезен для получения известности, чем персональные выставки. В опросе приняли участие восемь тысяч молодых художников, графиков, фотографов, скульпторов. Почти все они (93%) уже выставлялись, в том числе на персональных выставках и в разных галереях. И, тем не менее, предпочитают заявить о себе миру в Интернете.

Препарируют во «всемирной паутине» и классиков Возрождения, применяя при этом самые изощренные техники трехмерного изображения, съемки камерами с широким углом обзора и высоким разрешением. На сайте Ватиканских музеев можно в деталях изучить фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Так, как никогда не разглядишь live в вечно переполненной туристами папской часовне. Интересно, чтобы сказал честолюбивый автор о возможностях Интернета. А стал бы виртуально выставляться Рафаэль, Леонардо или Караваджо?  

   

Часто возникает вопрос: а в состоянии ли мы сейчас созидать что-то, кроме нагромождения виртуальной реальности? Или вся творческая способность, взрывом которой обычно характеризуются рубежи эпох, переродилась в передовую техническую мысль. И теперь вместо «Серебряного века» или авангарда мы творим «матрицу», тоже своего рода произведение искусств, тоже своего рода кибернетический модерн.

В 1990-х годах был американский фильм серии «В», антиутопия о том, что человечеству на Земле грозит полное исчезновение, потому что на планете остались только два разнополых подростка, которые умеют общаться исключительно через компьютер. И вот у иноземных миссионеров нелегкая задача: заставить их войти в настоящий физический контакт.  

Конечно, итальянцы, мастера «разговорного жанра», будут последними в списке на вымирание. Пока на Апеннинах еще царит шум много, громко и одновременно говорящих людей.

Прощаясь, друзья сказали: «До скорого. Увидимся в Facebook!». «Как тебя нет в сети?! Если тебя нет в Facebook, значит ты не существуешь!».