Но когда небольшая труппа взялась в Вене за оперу «Ходорковский», где действующие лица - весь российский истеблишмент, включая Путина, Сечина, Абрамовича, о театре сразу написали все газеты. Все-таки большое это дело - правильно выбрать героев.
Честно говоря, я думала, что вместе с героем театр правильно выбрал и спонсора. Логично было предположить, что бывший олигарх поучаствует в проекте своего имени. Но режиссер спектакля и автор либретто Кристина Торнквист эти домыслы опровергла: театр субсидируется из городской казны, а с Ходорковским они даже не знакомы, хотя и звали его на премьеру.
Надо отдать должное чутью Михаила Борисовича: он мягко отказался. Не знаю, как бы он смотрел на слегка карикатурного Мишу, все первое действие занимающегося всякой нехорошей деятельностью: подкупом парламентариев и милиции, обиранием народа, который в лице Наташи в сарафане и Ивана Ивановича в цирковой жилетке страдает тут же, около любимого ковра. На оперные лирические откровения, когда они с мамой «балуются плюшками» за уютным домашним столом, и Михаил баритоном рассказывает «мамулье» все свои заветные мечты: сначала заработать много денег, потом превратить ЮКОС в мировую компанию, а затем уйти в политику завоевывать мир... Ну или на свои закулисные интриги, когда они ведут с Путиным (драматический тенор) переговоры, как удержать у власти Ельцина. Вот так прямо и поют:
Путин: Нам нужны деньги на президентскую компанию!
Ходорковский: Сколько?
Путин: около 50 миллионов.
Ходорковский: Не так мало! Но мне нужны гарантии, Владимир Владимирович!
Путин: Натюрлих, Михаил Борисович!
Все-таки непривычное это дело - современная опера. Даже знаменитое совещание у Путина, где Ходорковский выступил с докладом о коррупции, было старательно в ариях и речитативах воспроизведено.
Много интересного напевает хор: про то, что деньги валяются под ногами, про инфляцию, про обнищание масс.
Игорь Сечин - он здесь выведен этаким Мефистофелем, искушает Путина своим густым басом то пойти в президенты, то расправиться с неугодными, то сплести очередную интригу. Хитрый Невзлин робко прячет чемоданы с деньгами на Западе...
И все действие гуляет между политиками женщина в золотом дождике - Фортуна. Сначала-то она Ходора выбрала. А потом - эх, такие неверные эти женщины! - к Путину переметнулась.
Радует, что ни один из атрибутов России постановщиками не был забыт. Люди здесь иногда ходят в медвежьих шкурах. Матрешка с лицом Ельцина зло наблюдает за происходящим. И водка! Одна бутылочка надежно спрятана у народа в ковре. А политики по ходу сюжета то и дело предлагают друг другу прямо посреди напряженных арий:
- Wodka? - спрашивает Путин у Ходорковского, обсуждая партнерство.
- Хочешь wodka? - Это уже Невзлин у Ходорковского на совещании с Абрамовичем спрашивает.
- Нет, спасибо!
И дальше себе про подкуп парламента поет...
Ощущение балаганчика и синеблузовщины не покидает.
Иногда даже жаль - и актеры наплохие, видно, что стараются. Но всерьез сопереживать оперному страданию о размахе коррупции в России не удается. И дело даже не в том, что замахнулись на российских политиков. Про Обаму, я думаю, было бы также смешно. Все-таки жанр не тот. Как-то персонажи опер должны отстояться во времени. Ну и матчасть постановщикам хорошо бы подучить. А то, как призналась автор либретто, информацию о России она черпала из американских газет. Вот и получилось: водка, матрешки, медведи, Путин.
Но, видно, заполучить публику в зал без скандала - сизифов труд...