Штатив остался лежать возле кресел. Аккурат там, где я его и положил. Что делать? Первая мысль - искать сотрудника станции метро и сообщить ему о пропаже. В этот день сотрудникам метро было явно не до меня - их тоже отвлекали многочисленные футбольные фанаты, пытающиеся добраться до стадиона клуба Арсенал.
Станция метро «Бейкер-стрит» служила для болельщиков «перевалочной базой». На мой скромный вопрос, нельзя ли как-то похлопотать о судьбе моего штатива, получил вежливый ответ: можно - идите в бюро находок и там расскажите о пропаже, а нам сейчас некогда Вами заниматься. Да и вообще это обычная процедура: забыл что-то в метро - иди или звони в бюро находок.
Мои предложения из серии «поймать штатив по горячим следам», провести что-то вроде операции «вихрь-антитеррор» с использованием достижением современной радиосвязи, не вызвали у сотрудника метро никаких эмоций. В итоге я сам отправился на поиски потерянного «сокровища».
План действий был прост: еду за штативом, выхожу на каждой станции метро, и спрашиваю, не приносили ли внимательные пассажиры штатив. Я верил в порядочность лондонцев. Моя вера ещё подкреплялась рациональным объяснением: ну зачем людям штатив? Ну допустим, присвоить себе телефон или кошелёк, найденный в метро, - большое искушение для человека без твёрдого морального стержня. Такие люди есть в каждой стране. Далеко не каждый сможет побороть в себе желание воспользоваться забывчивостью другого человека.
Однако штатив - это же просто железо. Да, профессиональное, но без камеры, что с ним делать? Сдать в металлолом разве что? Так ведь возится с этим - себе дороже. В общем, я был уверен, что вот-вот верну себе забытую вещь.
Первая же станция и сразу неудача. Сотрудник метро сказал, что никто ничего ему не приносил. Затем тоже отправил меня в бюро находок. Я всё же решил действовать по своему плану - проеду по всей линии метро. Вторая и третья остановка - безрезультатно. Мой энтузиазм не угасал. Я подумал, что видимо, пассажиры люди скромные, не хотят брать на себя ответственность или некогда им разбираться в ситуации - вдруг хозяин штатива просто «отсел» на несколько метров и наблюдает за своей собственностью издалека.
На пятой станции сотрудница метро предложила мне забыть о пропаже. «Ну чего ты катаешься. Знаешь, люди разные бывают. Возможно, кто-то и забрал твой штатив себе».
Так я проехал до конечной станции. В сухом остатке - никому из сотрудников метро не приносили штатив или что-то похожее на штатив. План перехвата «беглеца» по горячим следам провалился. Остался запасной - звонить в бюро находок. Позвонил, описал ситуацию: где забыл, какого цвета чехол, штатив, какой компании. Всё записали и пообещали связаться со мной, выдав для связи номер пропажи «e1112361105».
Проходит несколько дней, нет ответа. Никто не звонит, не сообщает мне радостным голосом что-нибудь вроде «дорогой сэр, приходите, ваш штатив лежит у нас. Да-да, нашли! Ждём-с». Нет, это я сам звоню в бюро находок. В первый раз позвонил через три дня. Сообщил номер пропажи, а в ответ - нет ещё не нашли, ждите. Я говорю, а сколько ждать? Ведь если штатив не принесли в тот же день, то надеяться на воссоединение с ним не приходится. Ну логично ведь?
Нет, в бюро находок логика другая. «Подождите. Сначала вещь должна появиться в нашей базе данных. Иногда описание предмета и появление его в «картотеке занимает несколько дней». Ну что делать - ждём дальше. Проходит неделя, мне опять никто не звонит. В голову сразу приходит диалог с сотрудницей в метро о том, что «люди разные бывают», но ведь это штатив - продолжал я вести с ней дискуссию заочно, ну кому он нужен. Правда, защищал я свою точку зрения уже без прежнего энтузиазма.
В итоге спустя полторы недели я ещё раз позвонил в бюро находок уже только с одной целью: чтобы мужественно выслушать информацию о том, что «ваш штатив, к сожалению, не приносили». Однако всё получилось как раз наоборот - приходите, забирайте вашу вещь. Иду. Лечу к вам. Забавное совпадение - бюро находок расположилось на улице Бейкер-стрит. Недалеко - музей Шерлока Холмса. Английское чувство юмора в сочетании с брендом самого известного детектива в мире и вуаля - можно легко запомнить адрес.
Хотя в самом бюро сыщиков нет, а есть одни приёмщики забытых вещей. Менеджеры самого большого лондонского склада необычных вещей. С 1934 года сюда приносят всё, что люди забывают в автобусах, поездах, такси.
По статистике каждый день в Лондоне 1500 человек что-либо оставляют в транспорте. Зимой чаще всего шарфы и перчатки, а летом - пиджаки. Среди забытых вещей, которые удивили даже повидавших многое сотрудников бюро находок: садовая скамейка, урна с прахом, протезы, гроб (без тела), русский самовар, африканская маска, детская коляска и коробка с цыплятами.
Так что мой штатив - так, пустяки - дело житейское. У входа в бюро - выставка человеческой забывчивости. На витрине цилиндр 1961 года. Его оставили на станции метро Euston. Владелец так и не вернулся за головным убором. Меня особенно поразил чугунный утюг - его забыли в автобусе номер 23 (вся информация хранится в картотеке) ещё в 1934 году.
В самом бюро небольшая очередь. Чтобы получить вещь, нужно ещё раз описать все её «приметы», заплатить несколько фунтов «за хранение» и всё - через пять минут вам её принесут. Я не удержался, стал уточнять историю путешествия моего штатива. Выяснилось, что его нашли только вечером. Весь день он катался по одному и тому же маршруту. Англичане к нему и не притронулись.
С одной стороны - все заняты своими делами, а с другой - ну мало ли что там лежит, лучше не связываться. Хотя как раз последний аргумент весьма слабый. Ведь всем в метро регулярно напоминают о том, что нужно быть бдительным - сообщать о подозрительных вещах в вагоне. Делаю вывод, что штатив не вызывал подозрение долгое время. Именно поэтому мои первые поиски и не увенчались успехом - мы просто разминулись со штативом.
Из всей этой истории я сделал несколько выводов. Первый - забыть вещи может каждый, а не только народная «тётя Ася». Второй - сразу звоните в бюро находок, опишите, что и где забыли, а потом свяжитесь с бюро ещё раз через неделю. Ну и третий - всё-таки в Англии «джентльменам принято верить на слово». Пока я ждал получения штатива, видел, что забывчивым «коллегам» при мне вернули два кошелька и мобильный.