Эд - один из совладельцев и одновременно шеф-повар кафе Pay as much as you feel («Плати столько, сколько хочешь») в городе Лидс. Обычно клиентов завлекают предложением заплатить и есть столько, сколько позволит желудок или жадность. У заведения Эда совсем другая идеология: бизнес - дело второе, главное - сделать мир лучше, например, совместить полезное с приятным - помочь людям спасти продукты.
Ради этой прекрасной идеи Эд с друзьями договорился с местными супермаркетами, маленькими магазинами и большими кафе о безотходной торговле. Он забирает всё товары, от которых они хотят избавиться. Например, как только заканчивается срок годности у ветчины или хлеба, то Эд тут же приезжает за никому не нужными продуктами, везёт к себе в кафе и на кухне проводит генеральный осмотр. Выглядит всё это примерно также, как и дома у опытной хозяйки.
Предположим, в холодильнике что-то «залежалось» дольше обычного. Что делать? Как правило, хозяйка в таких случаях зовёт на помощь своих лучших «оценщиков»: нос, глаза и шестое чувство. После чего судьба продукта решена: он отправляется в мусорное ведро или же на плиту. Вот так же и Эд - решает «на глаз».
«Смотрите, помидоры ещё нормальные. Ну чуть-чуть потеряли товарный вид, но есть-то всё равно можно. Это для супермаркетов они уже отбросы», - рассказывает мне Джессика, ассистент шеф-повара. «Действительно, нормальные помидоры, - соглашаюсь я, - но вряд ли бы такие купил домой», - думаю про себя. Просто их уже опасно держать в холодильнике, нужно есть немедленно - промедление в этом вопросе опасно для здоровья. С другой стороны, Эд практически не рискует - он готовит всё в день получения продуктов. Так что происходит выгодная «утилизация». Клиенты получают блюдо, а Эд - моральное, а иногда и материальное удовлетворение.
Кассы в этом кафе нет. Вместо неё стоит железная банка, напоминающая копилку, и каждый бросает туда столько денег, сколько хочет. Или вообще ничего не оставляет: никто за клиентом не смотрит. Эд говорит, что в кафе приходят и просто голодные люди - бродяги. Их обслуживают точно также, как и любого другого человека. Никаких предрассудков и встреч «по одёжке». «Всё равно люди оставляют деньги, многие бросают столько, что покрывают бесплатные обеды бедных клиентов», - рассказывает Эд.
При мне в кафе заходят трое студентов. Идейные ребята - сразу видно. Не то что герои книги Ильфа и Петрова, которые ели «фальшивого зайца» из-за нехватки денег. Поинтересовались, что сегодня в меню. У Эда оно почти каждый день новое - ведь он не знает, какие продукты придётся «спасать». Молодые люди заказали один салат «Весенний» на троих. Съели всё до последнего «листика». Салат действительно выглядел аппетитно. Однако я всё же не мог отогнать тревожных мыслей: а что если Эд ошибся, а что если всё же нужно было выбросить половину ингредиентов. Доверять свой желудок в руки Эда - почти русская рулетка. Через пару минут мой гамлетизм улетучился - пришли новые клиенты.
Две девушки заказали суп. Я сижу, наблюдаю за их реакцией. «Нет, не похоже, что они идут по минному полю», - думаю про себя. Сидят, разговаривают, в общем, ведут себя так, как будто обедают в мишленовском ресторане. Это я один, кажется, переживаю больше всех….как дама из рекламы 90-х - «Марина Сергеевна - одинокая женщина и никому не верит».
Нет, ну в самом деле? Ведь идея-то прекрасная. Не секрет, что тонны продуктов в Великобритании выбрасывают «на всякий случай» - репутация магазинам дороже исков от клиентов, которые неожиданно почувствовали себя плохо, съев просроченный десерт, например. Случай этот может никогда и не настать, но лучше не рисковать.
Молодец Эд, что не побоялся взяться за такой «бизнес». И молодцы владельцы магазинов, которые решили поделиться «товарами». Ведь могли встать в гордую позу Стеньки Разина, бросающего княжну за борт: «так не достанься ты никому». В итоге же добро не пропадает - потенциальные отходы в меню оживают: «сэндвичи с сыром, запечённая картошка, пироги с мясом, пудинги и фруктовые напитки».
Кафе - экспериментальный проект, но с большими амбициями. В идеале оно должно стать сетевым - ведь в каждом городе выбрасывают тонны продуктов. Другое дело, что нужно ещё найти таких идейных людей как Эд, а затем арендовать помещение, вложить свои деньги в оборудование кафе и не ждать прибыли. Кто из инвесторов готов ради «зелёной идеи» стать меценатом? Боюсь, что немногие. Кафе Эда находится далеко от центра Лидса, можно сказать на обочине города. Сам Эд и другие совладельцы - студенты. Работают на энтузиазме и вере в пользу маленьких добрых дел. У них действительно всё получилось - люди приходят, о кафе пишут в газетах, снимают репортажи, но вот насколько хватит идейной энергии, никто не знает.
Пока же Эд начал даже выращивать зелень на заднем дворе кафе рядом с парковкой. Приправа «под рукой», покупать ничего не надо. Эд типичный «зелёный британец», идеалист, который вызывает уважение. Я видел много таких же интересных англичан. Кто-то бросает дорогие удобные машины и пересаживается на электрические из-за любви к природе, другие - путешествуют на работу только на велосипеде, а третьи - вызывают гибридные такси, а не кэбы, чтобы уменьшить выбросы выхлопных газов. Эд, пожалуй, превзошёл всех.
У заведения уже появились свои постоянные клиенты. Стефан, например, приходит выпить чай, поговорить с людьми и рассказать о себе. Ему всё нравится в кафе: и идея, и атмосфера, и мастерство шеф-повара, которое я тоже всё-таки оценил. Заказал себе «картошку и сэндвичи». Оказалось, всё очень вкусно. Напрасно я волновался. Заплатил я, кстати, столько, сколько захотел. Неудобства никакого нет - никто не контролирует «таинство оплаты», но рука сама тянется к правильной сумме - ведь и готовят хорошо, и дело доброе делают, и главное - ничего не ждут взамен.