Пароль: старый школьный галстук

Я так и не научился завязывать пионерский галстук. Узел всегда выходил так, как будто я всё делал в спешке и в последнюю минуту. Это при том, что я действительно старался и тратил время. Впрочем я никогда не переживал, относился к галстуку без трепета и был счастлив, когда в школе разрешили снять этот символ советской эпохи - свободная форма мне нравилась гораздо больше. Да здравствуют джинсы, кофты и разноцветный мир моды. Ура! Каково же было моё удивление, когда я узнал, что в Королевстве совсем другое трепетное отношение к школьной униформе и особенно к галстукам.

В Великобритании есть такая поговорка: «старый школьный галстук». Это пароль, по которому люди узнают человека своего круга. Учился в Итоне? Значит, у тебя был белый галстук или бабочка. Если в Хэрроу, то это уже чёрный шёлковый галстук.

Школьный галстук расскажет о своём владельце многое: от качества полученного обучения до финансового положения. Ведь в каждой школе в Королевстве своя униформа, свой галстук, а в некоторых есть даже соломенные шляпки. Чем дороже школа, тем больше внимания к деталям и уважения к традициям.

Школьный галстук - первая визитная карточка в жизни англичанина. Поправлюсь - возможно, вторая. Первую многие приобретают ещё в детском саду. Именно в частных детских садах прививают культуру униформы. Малышей уже встречают «по одёжке» прохожие. Трёхлетний карапуз в красивой форме означает только одно: у родителей есть деньги, а значит, у этого малыша уже гораздо больше шансов на получение хорошего образования. В семье уже начали инвестировать финансы в развитие маленького человечка.

Английская система образования жестока. Если родители не могут позволить себе оплачивать частную школу, то априори уменьшают шансы ребёнка на поступление в один из лучших университетов Королевства, хорошую карьеру, приличную зарплату и вхождение в элиту общества.

Евгений Ксензенко

Евгений Ксензенко - журналист, владелец компании "Watch us".      

В 2002 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.  В 2006 году  защитил диссертацию в University of Westminster.   

С августа 2001 года корреспондент  "НТВ". 

С ноября 2006 года по ноябрь 2011 - директор-корреспондент представительства ОАО "Телекомпания "НТВ" в Великобритании

Частная школа - почти гарантированный пропуск в мир белых воротничков. Цена пропуска - десятки, а порой и сотни тысяч фунтов. Образовательный фильтр работает безупречно. Английская элита практически не меняется веками. В частных школах учатся поколениями, студенты идут по проторённой дорожке: «дедушка, папа и я сидели вот за этой партой».

Конечно, обучение в государственной школе ещё не означает крест на карьере и работу кассира в продовольственном магазине. Вовсе нет. Просто школьникам государственных образовательных учреждений приходится буквально запрыгивать в лифт, несущий студентов на орбиту успешной жизни. Причём гравитация государственной школы ещё долго будет тянуть «вниз» тех, кто смог обойти капиталистические законы учебной эволюции и поступить в отличный университет. Ведь у каждого студента есть «старый школьный галстук».  Добрая золотая молодёжь рано или поздно напомнит товарищу, кто тут «выскочка». Хотя в Королевстве, как и везде, есть очевидный фактор: было бы желание учиться - нет ничего невозможного. 

Если же в семье нет денег, значит нужно искать хорошую государственную школу. Поиск для родителей, как правило, означает переезд в другой район или просто переезд. Поступление в школу - это не лотерея, а игра по чётким правилам. Удача здесь не причём, главное - индекс дома. Чем ближе живёте к школе, тем больше шансов, что ребёнок туда попадёт.

Приоритеты при рассмотрении анкеты расставлены так: предпочтение отдадут тому кандидату, у которого в этой школе уже учится брат или сестра. Следующий пункт - социальное положение человека. Сирот и людей с ограниченными возможностями принимают в первую очередь. Следующий фактор - расстояние до школы. Его измеряют буквально по линейке: от двери дома до школьной скамьи. Счёт идёт на считанные ярды.  

Кстати, дома возле хороших бесплатных государственных школ обычно стоят дороже, чем точно такие же в этом же районе, но чуть дальше. Многие родители пытаются, если не купить, то хотя бы снять квартиру, чтобы их ребёнок точно попал в школу. Причём нельзя арендовать жильё, скажем, летом, за месяц до учёбы, то есть теоретически можно, но шансы на зачисление снижаются. Ведь анкеты для поступления сдают ещё в январе, а значит, школа может записать ребёнка только в лист ожидания.

Обман, например, фальшивый адрес в анкете, карается исключением из школы. Некоторые британцы всё же идут на это ради будущего детей. Если обман раскроют, то ученика тут же отчислят. И не важно, что он проучился в школе два года или пять лет. 

Допустим, позади все экзамены, переживания, учебники и магия школьной униформы. Кстати, уже в старших классах в последние два года обучения школьникам разрешают снять форму. Это уже такая привилегия для взрослеющих тинейджеров. Теперь самое сложное - поступление в университет.

Во-первых, само поступление - конкурс, в котором побеждают лучшие оценки, презентации и ответы во время интервью, а во-вторых - очередной экономический фактор. Три года обучения в университете по программе бакалавриата обойдутся от 18 до 27 тысяч фунтов. Это только стоимость курсов без учёта расходов на проживание и питание. Если у родителей есть такие деньги, то проблем нет. В противном случае есть возможность взять в долг у государства. Что на мой взгляд, просто чудесно.

Условия кредита отличные. Он выдается под небольшие проценты (3% плюс индекс инфляции) на неограниченный срок в теории, а на практике выпускники должны выплачивать долг только тогда, когда они устроятся на работу и начнут получать 21 тысячу фунтов в год. Если же у них доход меньше, то ничего платить не надо. Причём выплаты вполне себе гуманные, позволяющие жить, а не существовать. Например, если человек зарабатывает 25 тысяч фунтов в год, то он должен выплачивать каждый месяц по 30 фунтов, если же зарплата 40 тысяч фунтов в год, то уже 142.

Мне кажется, это очень честные условия, которые уравнивают возможности наследника аристократического рода и сына строителя, например. Если молодые люди из бедных семей хорошо сдали выпускные экзамены и их приняли в престижный дорогой университет, то учиться можно и без финансовой помощи родителей. Ведь кредит выдаётся не только на оплату курсов, а ещё и на проживание и питание. Вот только нужно решиться, есть ли смысл получить вместе с дипломом об окончании университета долг в размере, скажем, 50 тысяч фунтов. С одной стороны образование - это хорошие инвестиции и вложения, окупятся через какое-то время, а с другой - все ли профессии способны так быстро вернуть потраченные деньги.

Иностранцы платят за обучение в Королевстве ещё больше. Для них другие цены за те же самые курсы. Студенты из России есть почти в каждом университете. Учебная репутация у наших соотечественников в целом хорошая: трудоспособные и открытые, без труда находящие язык со всеми.

Россияне учатся и в Кембридже, и в Оксфорде, и в Лондонской школе экономики и политических наук. Выбирают те предметы и курсы, которые им действительно интересны. Ведь обучение в Королевстве - дорогое удовольствие. Особенно после реформы 2010 года, в результате которой желающих учиться в университете стало гораздо меньше.

В 2010 году правительство разрешило университетам в три раза повысить стоимость обучения, увеличив потолок оплаты курсов с трёх тысяч фунтов в год до девяти. Ещё во время обсуждения законопроекта начались студенческие волнения. Молодые люди разгромили штаб-квартиру консервативной партии, устроили беспорядки в центре Лондона и даже атаковали машину, в которой ехал принц Чарльз. Однако протест остался без внимания политиков - реформа состоялась.

Меня тогда удивили даже не беспорядки и попытки остановить принятие закона. Поразило другое - студенты протестовали не ради себя, а за школьников. Ведь тем, кто уже поступил в вуз, разрешили доучиться по старым ценам. На мой вопрос, зачем лично вам это надо, студенты отвечали так: «нам будет стыдно потом, если мы ничего не сделаем для тех, кто сейчас учится в школе». Вот такая гражданская позиция мне кажется дороже связей старого школьного галстука.