Джентльмены, где компроматы? Где перечисление смертных грехов политических оппонентов? Где предсказания апокалипсиса из-за смены власти? Где, в конце концов, банальные пустые лозунги вроде «Вместе победим», «с Кэмероном мы сила», «Выбирай британские ценности» и так далее. Где же всё это?
Такое ощущение, что Великобритания особо и не готовится к выборам. Вроде бы все политики уже давно сели на паровоз, который везёт их по проторенному избирательному маршруту. В пути они коротают время, занимаясь привычной работой: премьер-министр встречает зарубежных гостей, рапортует о достижениях, оппоненты критикуют Дэвида Кэмерона и комментируют проблемные темы, а после проведения «традиционных ритуалов» вместе пьют чай или играют в крикет. Поезд ведь всё равно в пути и приедет к 7 маю ко дню выборов - чего торопиться-то? Успеем «выпустить пар».
Однако что-то в этой «поездке» пошло не так - на политической предвыборной арене всё-таки произошёл первый «кулачный бой». Повод для «драки» дал премьер-министр Великобритании - Дэвид Кэмерон отказался участвовать в теледебатах. Точнее так - он согласился участвовать в них, но выдвинул ультиматум: я приду на телеэфир только в том случае, если в дебатах примет участие партия зелёных.
Уверен, этот оригинальный ход уже вошёл в «шедевры» новой политической кампании. Нет, всё понятно - позиция известная и удобная: пусть оппоненты ходят на телеэфир, а я занят делом. Не видно что ли? Что мне с ними разговаривать - ей Богу, странные люди. Однако такой ответ противоречил бы британским демократическим ценностям - люди бы не поняли. Поэтому Кэмерон сказал иначе: давайте уважать всю политическую палитру нашей страны. Зелёных в студию!
Коротко о палитре. Традиционно в британском парламенте было всего две партии: лейбористская и консервативная. Они и сменяли друг друга на Даунинг-Стрит. Например, после премьер-министров от консерваторов Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора к власти пришли лидеры лейбористов - Тони Блэр, а затем и Гордон Браун.
Такая двухпартийная монополия на управление страной продолжалась до 2010 года. Тогда впервые за многие десятилетия никто из этих двух партий не смог получить большинство голосов. В итоге Парламент оказался «подвешенным». Политики были вынуждены вступить в коалицию, чтобы сформировать правительство. Ключи от офиса на Даунинг-Стрит оказались в руках Дэвида Кэмерона после долгих переговоров и торга с либерал-демократами. Получилось, что маленькая партия распахнула двери для большой.
Сейчас таких маленьких партий целых четыре: либерал-демократы, партия зелёных, партия независимости Соединённого Королевства и шотландская национальная партия. Если верить опросам, то и в 2015 году Великобританию ожидает всё тот же подвешенный Парламент - никто из традиционных партий не получит большинство голосов, а значит снова придётся торговаться и объединяться.
На этом фоне отказ премьер-министра от участия в теледебатах выглядит как стратегический шаг. Свои голоса консерваторы точно получат, а вот если в эфир пригласят ещё и маленькую партию зелёных, то возможно, им удастся отобрать голоса у лейбористов или партии независимости в крайнем случае. Да и вообще теледебаты это слишком сложное оружие, которое может выстрелить совсем в другую сторону.
А ведь было время, когда Дэвид Кэмерон, будучи ещё лидером оппозиции, упрекал премьер-министра Гордона Брауна в том, что он скептически относится к идее теледебатов. Говорил, что готов оплатить такси Гордону Брауну - лишь бы привести его в телевизионную студию. Всё правильно. Тогда именно это и было нужно Дэвиду Кэмерону, - «разорвать» премьер-министра на глазах всего народа.
Гордон Браун не обладал харизмой своего предшественника Тони Блэра и часто проигрывал традиционные парламентские «дуэли» самому Кэмерону. Представляю, как ему не хотелось идти на теледебаты. Тут ещё и эхо кризиса 2008 года - проблемы в экономике, его личная непопулярность в Королевстве и общая усталость людей от лейбористов. Однако Гордон Браун всё же пошёл на теледебаты. Итог известен: лейбористы проиграли выборы, уступив места в Парламенте консерваторам.
И вот теперь сам Дэвид Кэмерон оказался в роли Гордона Брауна. Правда у него экономическая ситуация в стране гораздо лучше - Великобритания на подъёме, но как известно, оппоненты всегда найдут, в чём упрекнуть лидера. Взять хотя бы предвыборное обещание Кэмерона снизить уровень иммиграции с сотен тысяч до десятков. Не получилось. При консерваторах иммиграция только выросла, вопреки закручиванию гаек в этой сфере.
Оппоненты обвиняют Кэмерона в трусости. В социальных сетях всё чаще встречается обидное слово «курица». В Англии так обзываются дети в школе. Политики они те же дети, но только в костюмах и при галстуках - часто ведут себя подобным мальчишеским образом. Телеканалы пригрозили провести дебаты без премьер-министра, но с пустым стулом. Пусть страна знает, что на этом месте должен был сидеть Дэвид Кэмерон.
На Даунинг-Стрит стальные нервы. На ультиматум и обвинения там ответили контрпредложением: премьер-министр готов участвовать только в одних теледебатах, а не в трёх раундах, как предполагалось. Кроме того это должна быть теледискуссия с участием лидеров уже 7 партий. К маленьким партиям добавили ещё и крошечную - партию Уэльса. Только на таких условиях премьер-министр согласен прийти на эфир.
Дэвид Кэмерон, видимо, слишком уверенно себя чувствует - раз отвечает на ультиматум ультиматумом. А что? В стране относительно всё хорошо - избиратели консерваторов за него проголосуют в любом случае. Искать в телебитве дополнительные голоса - себе дороже. Да и к тому же социологи предрекают подвешенный Парламент по любому. Так зачем рисковать? А если и идти не теледебаты, то красиво - в образе защитника прав маленьких партий. Очень демократичный ход. И да, можно потерпеть этот поток критики, который обрушился сейчас на Дэвида Кэмерона. Глядишь, к выборам все и забудут об этом.