Рождественская история Джеда Холиока

С Джедом я познакомился случайно. Его машина чуть было не сбила наш штатив. Я не расстроился - во-первых, чуть-чуть не считается, а во-вторых, - вокруг столько радости и счастья в виде целой улицы, одетой в гирлянды и украшенной новогодними игрушками, что не до пустяков. Вскоре Джед подошёл сам: «Вы из какого телевидения? Франция? Германия? - продолжал гадать он. «Россия» - ответил я на автомате, даже не подозревая, что разговариваю с местным Санта-Клаусом.

Джед Холиок не удивился. «Ну да, французы у нас уже были». «Так Вы живёте здесь?» - уже с настоящим интересом я стал поддерживать разговор. «Да, и это всё я сделал». «Всё» - это ключевое слово. Всё - это гирлянды, заводные игрушки, музыкальные олени, пластмассовые пингвины, новогодние инсталляции и ещё десятки игрушек.

В общем, представьте, что все праздничные товары из детского магазина неожиданно вышли на прогулку и остались на улице «Байрон-роуд» в маленьком городе Нью-Милтон. И не просто остались, а удобно расположились будто вновь на витрине. Вот только купить их нельзя, а можно только получить удовольствие от встречи.

Впервые свои украшения и гирлянды Джед выставил на улицу 10 лет назад. Это был танцующий снеговик, Санта-Клаусы, олени, сделанные из гирлянд, и иллюминация. Очень мило, но подобными вещами Британию не удивить. В Королевстве на многих домах висят рождественские венки, стоят у дверей или в саду игрушечные «Деды Морозы» («Father Christmas») и прочие «пластмассовые радости» декабря. Всегда вдвойне приятно видеть это. Во-первых, потому что красиво, а во-вторых, радует мысль, что ни у кого из хулиганов или воров не поднимается рука на «святое» - не надо сажать «на цепь» праздничные атрибуты. 

Так вот, Джед был одним из миллионов британцев, которые украшают свои дома не только внутри, но и снаружи.  В один прекрасный день он понял, что все его игрушки не помещаются дома. Хранить в чулане их просто жалко - ведь они чудесны. Это всё равно, что прятать праздник в сарае. Джед предложил соседям украсить их дома своими Дедами Морозами, оленями Рудольфами, снеговиками, гирляндами, фигурками из «сцены таинства Рождества» и так далее. Соседи согласились не сразу. И я их понимаю. Вот приходит Джед и говорит: «ребята, сейчас я вам устрою праздник». Ну-ну! Спасибо, Джед, мы как-нибудь сами.

Евгений Ксензенко

Евгений Ксензенко - журналист, владелец компании "Watch us".      

В 2002 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ.  В 2006 году  защитил диссертацию в University of Westminster.   

С августа 2001 года корреспондент  "НТВ". 

С ноября 2006 года по ноябрь 2011 - директор-корреспондент представительства ОАО "Телекомпания "НТВ" в Великобритании

Джед не сдается. Он предлагает украсить всю Байрон-роуд не только ради праздника, но и во имя благородной цели, а именно - сбора денег для воздушной скорой помощи. Его идея простая: превратить улицу в такую маленькую Лапландию, а рядом с ящиком для писем Санта-Клаусу поставить ещё один - для пожертвований.  Это был удачный «заход». Соседи присоединились к идее Джеда. Тем более, что лично им она не стоит ни пенса. Джед оплачивает всё: счета за электричество, ремонт и покупку новых игрушек. Соседи просто сдают свою территорию в безвозмездную аренду на время праздников.

В ответ получают славу - о Байрон-роуд и добрых жителей этой улицы ежегодно пишут в британской и зарубежной прессе. Город Нью-Милтон в декабре становится туристической «меккой». Я лично общался с людьми, которые приехали туда после работы, преодолев расстояние в 100 миль. Кажется, ничего страшного, но попробуйте «заманить» кого-нибудь даже на соседнюю улицу. У Джеда это получается. Его Байрон-роуд светится как новогодняя ёлка. Ощущение как будто действительно попадаешь в парк аттракционов. Дети веселятся и у родителей вид весьма довольный.

С деньгами посетители Байрон-роуд расстаются с удовольствием: кто-то бросает по фунту, другие - пятифунтовые банкноты. Главное - равнодушных нет. Никого не волнует, что вертолёт скорой помощи даже «не прикреплён» к их району.

Люди понимают, что если их фунт помог спасти хотя бы одну жизнь, то ведь это уже удача. В прошлом году собрали и отправили в благотворительную организацию 7500 тысяч фунтов. Мелочь? Да! Для масштабов работы спасательной службы - пустяк, но ведь с другой стороны - помощь была отправлена на пустом месте, появилась буквально из ничего!!!! Пенс ведь тоже, как известно, фунт бережёт.

Сам Джед внешне не похож на эксцентричных англичан, которых я встречал раньше.  Например, один британец устраивает у себя дома Рождество каждый день. У него всегда наряжены ёлки, висят гирлянды, украшения, а на праздничном столе ежедневно запечённая индейка (ну или как минимум к приезду журналистов), а так же всегда наготове хлопушки, колпак Санта-Клауса и байки «из личного склепа».

До этого любителя Рождества Джеду далеко. Он относится к празднику без такого фанатизма. Хотя как сказать…Все своё «хозяйство» Джед начинает устанавливать на улице с октября, а в декабре включает иллюминацию и Байрон-роуд вновь попадает в центр внимания Королевства.

Джеду немного за 60. Он родился на Байрон-роуд, ни разу не переезжал отсюда. Детей у него нет, но сам он, кажется, остался большим ребёнком. Глаза у Джеда загораются, когда мы говорим об одной из его игрушек. Дома у Джеда их не меньше, чем на улице. Думаю, что только усилиями жены Джед ещё не превратил гостиную в музей новогодних игрушек. Однако не буду гадать - Джед счастлив и уже строит планы на следующий год. Хочет расширить масштаб Байрон-роуд до соседних улиц.

С его-то энтузиазмом всё должно получиться. Тем более, что хороший пример, к счастью, заразителен. Недалеко от дома Джеда англичане украсили два здания по той же схеме: минимум свободного места от праздника и максимум всего переливающегося или оптимистичного по своей природе.

Великобритания накануне Рождества - один из моих любимых сезонов в Королевстве.  Ощущения праздника буквально начинают преследовать тебя в декабре. В центре Лондона на Трафальгарской площади под норвежской елью ежедневно любительские хоры поют Рождественские гимны, проходят всевозможные благотворительные забеги (например, с пудингами), люди бегут в магазины, чтобы «спасти фунты» на распродажах, сказочная иллюминация на Риджент-стрит и Оксфорд Сёркус в данном случае ещё и путеводная звезда для туристов.

В декабре в Великобритании всё чаще вспоминают и о бездомных. Они никуда не пропадали, конечно. Просто в праздничный сезон помощь незнакомым людям - это классика английского жанра. Помните, перерождение Скруджа по Диккенсу? У монстра-скряги оживает сердце.

Так вот, похожий сценарий происходит и во всей Британии. Настоящее английское сердце требует дополнительного внимания к тем, кому плохо и у кого ничего нет. Джед в этом смысле тоже укладывается в национальные рамки, но всё же его вклад действительно волшебный: маленький город, ничем не примечательная улица и вдруг именно она становится «колодцем для вдохновения и веры в сказку».

Лучше всего о Байрон-роуд и усилиях Джеда сказала одна леди в солидном возрасте: «вот именно здесь чувствуется, что Рождество это Рождество».