Нет, всем, конечно, жалко жителей Африки. Особенно детей. В Великобритании периодически появляются душераздирающие плакаты с фотографией чернокожего ребёнка. Кожа, кости и выразительный вопросительный взгляд невинных глаз «за что», а внизу надпись - три фунта могут позволить, скажем, Абумапеду, получить еду на ужин. Отправьте смс на такой-то номер телефона, и всё у мальчика будет хорошо.
И вот смотрят на эти плакаты люди в метро и идут дальше по своим делам. Возможно, кто-то и отправляет смс - иначе бы плакаты не висели. Однако как-то не верится, что эти три фунта дойдут до Абумапеда. Ведь надо ещё оплатить работу, скажем, Джона, который расклеивал плакаты, оплачивал услуги типографии и так далее. Может быть, всё это делается «про боно», то есть безвозмездно, но даже у английского энтузиазма должны быть какие-то материальные затраты.
Да что там дети. Есть и другие плакаты, посвященные заботам о судьбе Африки. Британцев призывают помочь гориллам, тиграм или поучаствовать в сохранении тропических лесов. Как обычно, цена вопроса - смс. Новые технологии на службе благотворительных организаций.
Честное слово, не хочется ёрничать - тема-то святая, но если бы я хотел организовать в Великобритании аналог классической конторы «Рога и копыта», то открыл бы благотворительный фонд.
Собирал бы деньги на помощь африканским трубкозубам, например, которым становится всё сложнее и сложнее рыть норы в Кении или Конго. Ей-богу, честное благородное слово, ведь проблема есть? Есть! Значит вперёд! За дело! Я даже бы фотографии счастливых трубкозубов присылал самым щедрым спонсорам.
Англичане вообще нежно любят Африку, если на то пошло. Одна из банальных, но замечательных традиций - отправиться после окончания школы волонтёром в Африку на год или пару месяцев. Многие совершают такие поездки и во время обучения в университете.
Главное, что волонтёром и именно в Африку. Это называется совместить полезное с душевным: в резюме появится солидная строка «волонтёрство», читай «в зоне постоянного бедствия», а с другой - можно действительно помочь кому-нибудь.
Опыт незабываемый, однозначно. Из цивилизованной Британии кажется, что путешествие в Африку, кроме открытия континента и собственных возможностей, гарантирует эмоции, равные по своей силе испытаниям Робинзона Крузо, Джеймса Кука и матери Терезы одновременно, но только с надёжным тылом в виде мобильного телефона, европейского паспорта и обратного билета в Лондон.
Королевская семья так же неравнодушна к Африке. Даже наследные принцы в своё время играли с африканскими детишками, показывая, что голубая кровь и волонтёрство вполне себе совместимы. Особенно в присутствии журналистов.
Впрочем, это не пиар «на крови», а на самом деле хороший пример отношения к людям. Ведь кто-то должен обратить внимание на то, что творится в другой части планеты. И если этот кто-то известен и уважаем, то пусть гоняет мяч с бедными детьми как принц Гарри перед телекамерами - всё только на пользу.
Так-с. Отступление затянулось. Это всего лишь короткое описание отношений, связывающих Великобританию и Африку. Когда несколько месяцев назад появились первые репортажи о вирусе Эбола - эпидемии, которая разгорается в Либерии, Сьерра-Леоне и других странах, никому в Европе и в голову не пришла мысль, что надо срочно разрабатывать вакцину, спасать людей, используя современные технологии.
Точнее, мысль такая, наверное, и приходила, но вот только кто будет всё это разрабатывать бесплатно. Исследования стоят денег, большие корпорации не хотят тратить время на неплатежеспособных клиентов. Африка-то далеко, казалось.
Конечно, просчитывали разные варианты, но всё больше надеялись, что проблема как-то рассосётся, всё обойдётся «малой кровью» жителей далёкого континента. Самые сердобольные европейцы всё же отправились на помощь. Некоторые из них затем были эвакуированы из Африки после заражения.
Например, британец Уильям Пули был доставлен в Лондонскую больницу. Его лечили экспериментальным препаратом. В итоге больной поправился. Уильям Пули здоров и счастлив. Ему повезло, что он родился в Великобритании, а Абумапед и другие жители самых бедных стран Африки, к сожалению, лишены возможности получить экспериментальное лекарство.
Что творится в городах, охваченных эпидемией, представить сложно. Репортажи из таких «чумных мест», где мертвые люди буквально валяются на улицах, приводят в ужас. Однако теперь выхода нет - вирус на пороге Европы и надо что-то срочно делать.
И дело сдвинулось. В лабораториях тестируют вакцины, в новостях рассказывают о специальных костюмах, которые должны носить врачи, оказывающие помощь, а сама Великобритания уже однозначно «выходит на тропу войны с лихорадкой».
Ведь слишком высок шанс прибытия людей, заражённых вирусом Эбола, в Соединённое Королевство. В аэропортах обещают ввести поиск больных с помощью мобильных термометров, способных на расстоянии определить высокую температуру у людей лучше градусников. В самом британском обществе уже проявляются первые симптомы массовой истерики.
Например, в Стокпорте запретили ходить в школу мальчику, который недавно побывал в Сьерра-Леоне. Это была инициатива родителей его одноклассников. Девятилетний ребёнок абсолютно здоров - он прошёл медицинский осмотр. Парень приехал в Англию всего на несколько недель. Однако в школе решили не рисковать, вняв опасениям родителей.
Мне жалко мальчика, но я понимаю родителей. Все же читают прессу, а в газетах стали выходить «страшилки». Например, в таблоиде «Daily mail» недавно появился «милый» материал о кладбище, предназначенном на случай эпидемии. Четырёхьярусные подземные могилы. Хорошо хоть не братские.
Чего стоят заголовки? «Самый страшный вирус после СПИДа», «Эксперты опасаются, что заражение может проходить и воздушно-капельным путём», «а что если террористы Исламского государства (запрещена в России) специально заразят себя Эбола». В общем, Европу уже лихорадит. Призрак Эбола почти материализовался. Заражённые лихорадкой есть уже и в Испании, а накануне появилось сообщение об умершем британце в Македонии. Якобы тоже от неизлечимого вируса.
Что делать с вирусом Эбола и как от него защищаться пока никто не знает. Европа и Америка пытаются оградить себя от больных, выставляя заслоны на границе в виде тепловых сканеров в аэропортах и отправляя военных в Африку для оказания помощи. Мне всё это напоминает фильмы-апокалипсисы о нашествии зомби. Вот вроде бы всё спокойно. Герои нашли какой-то тихий уголок, где можно поддерживать иллюзию прежнего безопасного мира, но, как мы знаем, «гром» всегда грянет. Лазейки найдутся, и заражённые, так или иначе, проникнут «в заповедник». Вот и сейчас визит Эбола - вопрос времени.
Африка была брошена «старшими братьями» на бой с лихорадкой собственными силами. Африка сражение проиграла. Три тысячи смертей и никакой возможности остановить эпидемию. Следующее поле битвы - Европа. Я думаю, что победа останется за Старым Светом, но всё же жаль, что мы как зомби смотрим на страдания других, не решаясь помочь им чуть раньше.
Возможно, я не обладаю всей информацией, и мы просто действительно не можем ничего сделать. Одно точно - смс в благотворительный фонд разработки вакцины против Эбола я бы отправил без каких-либо сомнений.