Кажется, Бориса Березовского она особо не смущала. По крайней мере до решения суда в пользу Романа Абрамовича. Чаще всего он был в хорошем расположении духа, улыбался при встрече, выглядел лет на 10 моложе своего возраста и пытался «соответствовать» своему демоническому образу, созданному так умело, что стоило чему-то где-то произойти, как всегда можно было найти крайнего в Лондоне - Березовского. Я удивлён, что его ещё не обвиняли в создании движения против воссоединения семей ёжиков где-нибудь в графстве Кент.
Сам он казалось «вошёл в образ». Борис Абрамович исправно предвещал то удивительные перемены в России, то революции, в общем, пытался быть то ли вторым Герценом в Лондоне, то ли самим Лениным в политической ссылке, разрабатывающим стратегию захвата власти. Правда, на вождя мирового пролетариата он точно не был похож. Владимир Ильич жил в столице Королевства скромно. В библиотеке Карла Маркса до сих пор любят показывать комнату, в которой занимался Ильич - крохотная, в ней хватает места лишь для стола, стула и шкафа. Библиотекарь рассказал мне, что к ним часто приходят русские женщины и плачут, увидев, в каких условиях трудился вождь.
Однако что-то я отвлёкся. Березовский, конечно, не Ленин. Он жил по своим средствам - в особняке, путешествовал на Maybach c телохранителями, вёл жизнь богатого олигарха, а не идейного вождя. В Лондоне его чаще всего можно было встретить на улице New Bond street в одном из бутиков. Только я его видел там раза три. Кстати, в одном из роскошных магазинов, но уже на Sloane Square, и произошла забавная история с вручением повестки в суд Роману Абрамовичу. Якобы Березовский лично бросил её миллиардеру, подкараулив его в бутике. Так началось шоу под названием «битва олигархов в лондонском суде».
О нем уже столько писали, что рассказывать не имеет смысла. Важен результат - Березовский проиграл суд и оказался на грани банкротства. Олигарх был вынужден оплатить судебные издержки, а это десятки миллионов фунтов. Причём суд был проигран с треском - Березовского судья отчитала, заявив, что он, цитирую «не честный свидетель». Такой публичной порки Борис Абрамович не смог перенести. Он практически перестал общаться с журналистами. А когда началась ещё одна тяжба - с бывшей гражданской женой Еленой Горбуновой и вовсе «закрылся» от всех репортёров. Если раньше Березовский был полон идей и желания общаться с прессой, то последние полгода заявлял, что не хочет ничего комментировать, да и вообще жизнь для него потеряла смысл.
В сложную финансовую ситуацию Березовского трудно было поверить. Казалось, ну пара миллионов у бизнесмена должны же были остаться на чёрный день. Он же деловой человек - всё понимает, должен подстраховываться. Однако если деньги и оставались, то воспользоваться ими олигарх не смог. Судья, рассматривающий иск Елены Горбуновой, распорядился заморозить активы Березовского до окончания процесса. Говорят, бизнесмен жил в долг и даже начал продавать вещи из личной коллекции. Первой отсутствие денег у миллионера почувствовала на себе Марина Литвиненко, вдова Александра Литвиненко ещё осенью. Березовский не смог финансировать команду адвокатов, занимающихся процессом по выяснению причин смерти бывшего офицера.
Смерть Бориса Березовского застала меня в Париже. Масштаб его личности ощутил на себе даже мой телефон - он разрывался буквально каждую минуту. Мне позвонили коллеги из Украины, представители интернет-изданий и все-все-все, кто и должен был это сделать. Через 20 минут телефонного общения шутка про «Алло, Смольный» стала для меня реальностью. Как и понимание того, что живой Борис Березовский интересовал Россию по известным всем причинам меньше, чем мёртвый.
Уже ночью я был в Лондоне, а ещё через час в Аскоте, где олигарх жил последнее время. К его особняку подъехать не удалось - полиция оцепила все дороги, ведущие к дому Бориса Березовского. Причём блокировала за две мили до особняка. Такие меры предосторожности настораживали уже сами по себе. Если смерть бизнесмена полиция считает «необъяснимой» и никого конкретно не обвиняет, то зачем закрывать часть тихого города. Это уже потом выяснится, что у одного из врачей неожиданно сработал дозиметр, поэтому в особняк Березовского отправили специалистов по химической, биологической и радиологической защите. Однако уже на следующий день проверка подтвердила, «всё чисто» - второго Литвиненко в Аскоте искать не надо.
Теперь все уже знают, что Бориса Березовского нашёл в ванной его телохранитель, дверь была закрыта изнутри, поэтому её пришлось выбить, но спасти олигарха не удалось. Полиция отбросила версию об участии третьих лиц (читай - убийство), и оставил две другие. Самоубийство от «клинической депрессии» и инфаркт. До депрессии бизнесмена, скорее всего, довели как раз поражение в суде и расставание с Еленой Горбуновой почти из серии «Богатые тоже плачут!».
Британские журналисты не верят, что Березовский мог вот так просто уйти из жизни. Если почитать хотя бы заголовки ко всем статьям «на смерть олигарха», то выходит, что без посторонней помощи здесь не обошлось. Лично я в это не очень верю. Что же на самом деле произошло в особняке в Аскоте станет известно, возможно, уже на этой неделе. В любом случае в историю Березовский войдёт как могущественный человек, который, кажется, лишь однажды просчитался. Я видел его могущество в России и застал, пожалуй, закат олигарха в Лондоне. Его последняя часть пути, честно говоря, мне понравилась больше. Хотя бы только потому, что при встрече Борис Абрамович почти всегда улыбался и был в хорошем расположении духа.