В 2006 году Анна Манюк закончила факультет «Предпринимательство в культуре» Международного Университета в Москве по специальности «Связи с общественностью». Работала в студии Designet и в Британской Высшей Школе Дизайна, а с 2009 года несколько лет занималась развитием дизайн-завода «Флакон» – нового творческого пространства на территории бывшей стекольной фабрики в Москве. В 2008 году Анна прошла обучение по программе Master in Design Management в Европейском Институте Дизайна в Барселоне. О том, как этот опыт отразился на ее профессиональном росте и жизни, в целом, Анна рассказывает далее.
Аня, чем был вызван твой интерес к сфере дизайна?
Изначально на меня повлияло окружение - я стала общаться с дизайнерами, когда была студенткой первых курсов в Москве. Меня заинтересовал тот факт, что дизайн — это способ проектировать реальность: объекты и системы, которые нас окружают. За время, проведенное в студии Designet в 2004 году, я узнала многое об этом. Вместе с коллегами из студии мы организовывали открытые лекции профессионалов-практиков, я переводила интервью с представителями западных компаний, помогала в офисной работе. Мне понравился способ мышления этих людей, и меня вдохновляли, и продолжают вдохновлять, результаты их труда. Я тогда изучала менеджмент и PR и решила специализироваться на творческих проектах, задействующих дизайн-мышление.
Ты работала в Британской высшей школе дизайна, а потом училась в Испании в похожем учебном заведении. Как бы ты их сравнила?
В Испании я училась в филиале итальянского ВУЗа Istituto Europeo di Design. Это была годовая магистерская программа по дизайн-менеджменту. В IED учится много международных студентов, филиалы института есть в Риме, Милане, Венеции, Барселоне, Сан Паоло. Там можно получить не только хорошее первое и второе высшее образование по творческим специальностям, но также попасть в широкую профессиональную сеть, сразу в процессе учебы начать практиковаться на реальных проектах. Также для меня было важно, что в IED учат работать в малых группах, заботясь о том, чтобы каждый студент проявлял свою индивидуальность. Подобный подход я наблюдала и в БВШД в Москве.
Действительно ли Британская школа дизайна - это возможность освоить специальность на европейский манер, но в Москве?
Да, создатели БВШД дают студентам возможность получить образование в России, но западного уровня - программы реализуются совместно с University of Hartfordshire, и после 3 курса можно поехать в Англию, чтобы закончить свое обучение там и получить двойной диплом. Ежегодно в школу приезжают представители английской стороны, чтобы проверить, насколько качество образования соответствует их стандартам - таковы условия их партнерства. Также часть преподавателей в БВШД - иностранцы.
Чем год, проведенный в Испании, запомнился больше всего?
Мультикультурной средой. Для меня было большим открытием, как может быть одновременно интересно и непросто работать в коллективе с людьми со всего мира. Культурные отличия проявляются и в общении, и в работе. Взаимный обмен обогащает, расширяет кругозор, но при этом и учит принимать чужую точку зрения, учитывая контекст и бэкграунд каждого участника творческого процесса. Из профессионального: мне в последнее время часто вспоминается "сервис-дизайн" - это методика, которую мы изучали и которая помогает организовать процесс предоставления услуг или обслуживания товаров таким образом, чтобы человеку было максимально удобно и приятно, и в эстетическом, и в практическом плане. Это может находить применение практически во всех сферах бизнеса.
На каком языке велось обучение и удалось ли тебе освоить испанский?
Обучение велось на английском, даже если преподаватели были испанцы. На нашем курсе училось 9 человек из разных стран - Испании, Италии, Ливана, Литвы, Колумбии, Мексики, Бразилии и России. Испанский язык я осваивала параллельно, общаясь в языковой среде, - к концу года знала его на приличном разговорном уровне. Сейчас планирую продолжить изучение.
Чем ты занимаешься сейчас и чем для тебя оказалось полезным образование, полученное в Istituto Europeo di Design?
Год, проведенный в IED помог мне узнать о том, что любая идея может быть воплощена в жизнь, если ее четко продумать, адресовать, визуализировать, создать прототип, протестировать, произвести, прокоммуницировать, внедрить и продолжать совершенствовать. А изначально просто поверить в нее. Также думаю, что атмосфера и люди Барселоны дали мне заряд энергии, который очень пригодился, когда я стала одним из создателей дизайн-завода "Флакон" в Москве. После трех лет работы над проектом мне перестало хватать этого запаса. Сейчас я нахожусь в Лондоне и готовлюсь к следующему этапу, о котором пока говорить рано. Но это непременно должно быть чем-то вдохновляющим.