Мобильность европейских ученых, преподавателей и студентов за прошедшие 200 лет, безусловно, увеличилась в разы (сравните, какое неординарное отношение вызывали единицы странствующих вагантов в средневековой Европе и насколько обыденными сейчас стали программы студенческого обмена). Но только в конце XX века произошло революционное событие, о котором и пойдет речь в этой публикации.
В 1998 году Парижский Университет (Сорбонна) отмечал свое 800-летие: на празднование были приглашены министры образования из разных уголков Европы. Четверо из них – представители Франции, Германии, Великобритании и Италии – сошлись во мнении, что современная европейская система образования, хоть и следовала исторически единому курсу, до сих пор пребывает в беспорядочном состоянии, и этому пора положить конец. Так, спустя год, в Италии была подписана Болонская декларация представителями уже 30 европейских стран, и с этого момента началось добровольное объединение всех участников образовательного процесса в Европе.
Наиболее важным вопросом осталась все та же пресловутая мобильность: страны, подписавшие Болонскую декларацию, в первую очередь были заинтересованы в том, чтобы студенты, выпускники и преподаватели имели возможность свободно выбирать место учебы и работы внутри Европы, обмениваться опытом, и чтобы в образовательных учреждениях для этого создавались наиболее комфортные условия и партнерские программы.
Так, к примеру, к 2020 году 20% выпускников европейских университетов должны побывать на стажировке за пределами своей родной страны, – к достижению такого результата сейчас движутся участники Болонского процесса.
Среди других задач: проведение совместных исследований, уницификация системы степеней и квалификационных требований (53% европейских образовательных учреждений имели единую систему степеней – «бакалавр – магистр – доктор» – в 2003 году и уже 95 % в 2010) и внедрение технологических инноваций.
Но основная цель как была, так и остается неизменной: интенсивный обмен опытом в сфере образования должен базироваться на единой системе академических ценностей и способствовать интеллектуальной циркуляции внутри Европы. Внутри Европы! Иными словами, усилия по снижению масштабов «утечки мозгов» за ее пределы, например, в Соединенные Штаты Америки или Юго-Восточную Азию, приложены, и семена будут всхожими.
С 2003 года Россия, в которой проблема «утечки мозгов» пока не решается, также является участницей Болонского процесса. И национальные отчеты об образовательных реформах, подготовленные Центром Сравнительного Международного Образования РУДН, говорят о том, что модернизация образования в России в соответствии с требованиями European Higher Education Area (EHEA) подкрепляется принятием ряда законопроектов.
Например, Закон о едином государственном экзамене был принят именно в связи с необходимостью соответствия российского образовательного процесса европейскому. Солидная сумма в размере 540 миллионов евро была потрачена на инновации в российском образовании за период 2007–2008 гг.
Тем не менее, общее количество студентов в 2009 году в России составило всего 603 984 человек. И, для сравнения, в Австрии – стране с количеством населения меньше в 15 раз, нежели чем в России, в аналогичном году студентов насчитывалось 187 746 (меньше всего в 3 раза). Оговорюсь, что речь не идет о кандидатах на докторскую степень, а только о тех, кто получает первое высшее образование.
В 2010 году был проведен опрос среди европейских университетов на тему стратегического развития в последние три года, и 78% опрошенных назвали Болонский процесс наиболее значимым с точки зрения влияния на позитивные изменения. Вероятно, поэтому за прошедшие годы количество участников Болонского процесса стремительно увеличилось до 47.
Все 47 стран входят в European Higher Education Area (EHEA), и каждые два года их представители собираются на конференции, посвященной итогам работы (последняя состоялась в марте 2010 года в Вене). Очередной форум участников Болонского процесса пройдет в Бухаресте 26–27 апреля 2012 года и, как обычно, вызовет протесты и споры о прогрессе европейской системы образования. Результатами самых горячих дискуссий я обязательно поделюсь и в следующем материале, посвященном Болонскому процессу, заодно расскажу о его недостатках.