В последние годы стали очень популярными дискуссии по поводу качества художественного образования, стали появляться многочисленные предложения относительно его трансформации, в частности в ответ на запросы арт-рынка. Достаточно наблюдать рост значения куратора в современном искусстве. Студент все больше воспринимается как потребитель образовательных услуг и может регулировать своим спросом предложение. Подобная тендеция – явление глобальное, и это стало очевидным благодаря многочисленным студенческим протестам в Европе.
Дин Кеннинг пишет о том, что все проблемы современного арт-образования не в методиках, которые применяются по отношению к будущим художникам и кураторам, а в том, с кем в качестве преподавателей общаются студенты, и как подобные ограничения влияют на их развитие. Кроме того, арт-образование в какой-то мере перестало быть демократичным в большинстве стран, в том числе и по той причине, что только лишь небольшое количество выпускников впоследствии может окупить затраты на свое обучение. Современная культура, современное искусство создается исключительно представителями среднего и высшего классов, и это может быть губительным для будущего. Подобная однородность студенчества и отсутствие коммуникации между разными социальными слоями во время обучения концептуально исключают художественное образование из глобального социального процесса.
Другой критик современной системы художественного образования, Джон Бигль говорит о том, что никакие педагогические инновации не приведут к успеху, если не прилагаются усилия для обеспечения доступа к ним широкому кругу студентов: «Борьба с дистанцированием и трансформация арт-образования – это две стороны одной монеты». Демократический идеал образовательной системы – это территория свободного мышления, в том числе свободного в отношении возможности находиться на этой территории, и революция в искусстве и культуре произойдет в тот момент, когда арт-образование начнет соответствовать принципам открытости и отсутствия границ.
Русский художник, критик и куратор Антон Видокль, основатель проекта e-flux, входящий в первую пятерку наиболее влиятельных персон в современном искусстве по итогам ArtReview 2011, отметил, что те молодые художники, которые найдут способ адаптировать образовательные учреждения под свои потребности, смогут наслаждаться впоследствии не пассивной аудиторией, но активной публикой. И воссоздать, таким образом, социально-преобразующую функцию искусства, которой вдохновлялись когда-то Курбе и Мане. Свой собственный образовательный проект Видокль назвал Night School: сначала он существовал в Берлине, потом в Нью-Йорке. Серии лекций в этой школе читали Борис Гройс, Марта Рослер, Лайам Гиллик и другие не менее известные личности. Заявки на поступление на курс подали тысячи людей, но была отобрана только сотня художников, музыкантов, дизайнеров и прочих представителей креативного класса. И в этот момент возникает вопрос, насколько это соотносится с политикой уничтожения границ и привлечения как можно большего числа заинтересованных к образовательному процессу? Ведь селекция создает тот самый нормативный предел. И у тех, кто планирует стать художником или куратором, пока так и нет возможности избежать проверки на соответствие принципу отбора того или иного учебного заведения, что было бы знаком подлинной демократичности образования.
Философ и теоретик Джон Кьюссанс назвал «протестную педагогику» одним из способов удержать современное искусство в статусе критической практики. В свое время он был вовлечен в деятельность британского протестного движения Arts against Cuts, которое возникло в конце 2010 года и состояло из студентов, лекторов, художников, писателей и других активистов. Акции протеста, организованные Arts against Cuts, состоялись в Tate Britain во время церемонии Turner Prize, в Национальной Галерее в Лондоне в тот вечер, когда парламент обсуждал поправки к вопросу о платном образовании, в Британском музее, на аукционе Sotheby`s и в галерее Whitechapel во время презентации Government Art Collection. По словам свидетелей этих событий, участников протестов объединяло понимание того, что коллективные требования в настоящей ситуации стоят намного больше рыночных принципов, и публичные галереи и музеи – это не коллекции бесценных сокровищ, а демократические социальные пространства.
Художественное образование, и творческие ресурсы должны быть доступны каждому, подчеркивает Дин Кеннинг. И в борьбе за это такие формы сотрудничества как участие, кооперация и содействие, как правило, не работают. Kонсенсус имеет значение в том случае, если это принятая тактика противостояния общему внешнему врагу. А если враг внутри? В этом случае каждому участнику процесса стоит задуматься о препятствиях, возникающих на пути к свободе и демократии. Такое сопротивление – каждого в отдельности – порождает настоящую солидарность. И в отношении современного арт-образования – эта солидарность в том, чтобы научиться говорить «нет».
По материалам Metamute.org
Фото: Pete Carr, Straightline.com, AP