В настоящее время, как и много лет назад, Венская Академия Изобразительных Искусств относится к числу наиболее авторитетных художественных вузов. Набор в Академию осуществляется один раз в год: отправить свое портфолио можно с помощью электронной почты, и уже после предварительной положительной оценки отправится на личное интервью в Вену. В Академии учится много студентов из России, однако я решила пообщаться с одним из ее профессоров: Констанце Рум руководит отделением «Искусство и цифровые медиа».
Констанце, ты приобретала опыт в сфере образования как в Европе, так и в Америке. Чем отличаются подходы к обучению на разных континентах?
Высшее образование я получила в Европе, но преподавала, действительно, как в Европе, так и в Америке. Разницу в подходах к образовательному процессу не так просто артикулировать, ведь в Европе тоже все не так уж и однородно: существует огромное разнообразие педагогических методик. На мой взгляд, сфера образования в целом – это один из самых сложных ландшафтов в современном мире. Но образование в Европе по-прежнему остается бесплатным, или, в крайнем случае, требует символических финансовых затрат. В Америке студентам приходится брать кредиты на образование. Система деления на бакалавриат и магистратуру, типичная для Америки, очень долго отвергалась и с трудом была принята Европой. Сейчас структура европейских университетов – по аналогии с американской – становится все более и более понятной. Все больше появляется программ, объединяющих теоретические исследования вместе с практикой. Такие примеры есть даже в европейской докторантуре: например, в Венской Академии Искусств недавно был открыт курс с названием PhD-in-Practice.
Ты защитилась в 1993 году. О чем была твоя выпускная работа и насколько твои первые исследовательские интересы произросли в будущее?
Мой диплом был о пермутации объектов и лексических единиц, о том, что называют «конкретной» или «визуальной» поэзией, о ее связи с новыми медиа и 3D-анимацией. Меня интересовала логика пермутации и некоторые другие философские вопросы, однако в то время мы не писали диссертаций в их современном виде, и к выбору темы подходили иначе. Поэтому я не могу сказать, что эта тема в том или ином виде была представлена в моей деятельности. После выпуска я сконцентрировалась на теории и истории кинематографа, феминизме и перформативных практиках.
Помимо преподавательской деятельности и исследований, ты известна как художник и куратор. Как тебе удается все эти ипостаси сочетать?
Наверное, я просто очень много работаю. Кроме того, я не разделяю эти виды деятельности: для меня все это едино и неразрывно связано. Когда я преподаю, я следую темам, связанным с моими исследованиями; моя кураторская практика непосредственно связана с моими поисками в качестве художника. Безусловно, подготовка кураторского манифеста, статьи для кино-, арт-издания или симпозиума – это совершенно разные виды работы с текстом, но у меня довольно большой опыт в этом, и я получаю от этого удовольствие.
А что ты думаешь о тех академиках и теоретиках, которые совершенно не интересуются практикой?
Искусство – это сложная сфера, в которой объединены разные дисциплины: художественная практика, теория искусства, история искусства, культурология и так далее. Художественная практика невозможна без теоретического основания и дискурса. Интересно, что сейчас существуют даже такие гибридные формы как, например, «художественные исследования», – так что и практики могут быть теоретиками. Возникают эти новые формы в образовательной среде потому, что молодые специалисты нуждаются в этом. И я думаю, что академики, не имеющие никакого отношения к практике, однако глубоко вовлеченные в мыслительный процесс и анализ культурных тенденций, – необходимы для современного образования.
Много ли у тебя студентов из Восточной Европы и, в частности, из России?
Да, конечно, студентов из России у меня очень много, несмотря на то, что существуют определенные сложности с оформлением студенческих виз для россиян. Этот сложный бюрократический процесс занимает довольно много времени, но мы стараемся максимально содействовать всем абитуриентам. Все учащиеся в Академии русские ребята – очень разные, не похожие друг на друга, с очень интересными характерами и жизненным опытом.
Расскажи о своих текущих проектах в Вене и Берлине?
Я сейчас заканчиваю работу над своим фильмом, который называется Kalte Probe («Холодная репетиция»), который будет выпущен в 2013 году. Также работаю над книгой с публикациями о моих работах последнего десятилетия, среди авторов Diedrich Diederichsen, Sabeth Buchmann, Juli Carson, Christa Blümlinger и Eva Maria Stadler. Пишу несколько свежих текстов: например, о художнике Моргане Фишере, чья выставка недавно была в Вене. Готовлю свою соло-выставку в тирольском Kunstraum Schwaz, которая откроется в июне при участии куратора Евы Марии Штадлер, и проект для Schindler House в Лос Анжелесе, который должен быть завершено к осени 2013.
К каким ресурсам стоит обращаться, если хочется узнать о тебе больше?
Можно просто посетить мой сайт, – там много информации о моих проектах, фильмах и публикации. Как только будет выпущена книга о моих работах, – я с удовольствием упомяну и ее. Но случится это не раньше осени этого года.