Женщины и университеты

Европейские университеты взяли на себя обязательство способствовать всеми силами равенству между женщинами и мужчинами, занятыми в академической сфере. Оказалось, что даже в такой, казалось бы, типично «женской» среде как педагогика представительницы прекрасного пола, посвятившие себя науке и исследованиям, испытывают дискриминацию и пока не могут играть полноценную роль в европейской образовательной системе.

В июле 2012 League of European Research Universities подготовила подробный доклад на тему «Женщины, исследовательская практика и университеты». В работе над этим докладом объединились ведущие специалисты по вопросам гендерного равенства из университетов Лейдена, Женевы, Хайдельберга и многих других образовательных центров Европы.

Практически каждый крупный университет в Европе имеет в своем штате таких специалистов: они и отвечают за разработку гендерной стратегии, а также пристально следят за тем, чтобы, например, руководящие позиции в образовательных учреждениях распределялись между мужчинами и женщинами в равном количестве. И, тем не менее, женщины насчитывают 45% среди кандидатов на докторскую степень и всего 13% среди ректоров европейских высших учебных заведений.

Помимо цифр существует мнение о том, что женщины, заинтересованные в академической карьере, часто сталкиваются с бессознательным, а иногда и преднамеренным, предубеждением относительно их квалификации со стороны коллег мужского пола. Так, например, был проведен лингвистический анализ рекомендательных писем, которые требуются кандидатам на докторскую степень или академическую позицию, и выяснилось, что язык, которым написаны рекомендации для мужчин, – более убедителен, нежели в «женских» версиях. Кроме того, статистика показывает, что женщины, как правило, получают гораздо меньше финансирования в виде грантов и стипендий. 

Наташа Фукс

Выпускница Университета Манчестера (Cultural Management), специалист по управлению культурными проектами и связям с общественностью, журналист. Занималась в Москве развитием Медиа Форума— специальной программы Московского международного кинофестиваля. Сейчас живет в столице Австрии - Вене, где продолжает изучать историю медиа искусства и гендерную историю, работать в сфере культуры и образования.

Получается, что между риторикой программы Евросоюза по вопросам гендерного равенства и результатами ее применения в образовательных учреждениях Европы обнаруживается большая разница. В настоящий момент Европейская комиссия, разрабатывавшая эту программу, занята ее обновлением на период 2014-2020 гг. League of European Research Universities подготовила свой доклад в частности для того, чтобы в новом этапе работы Европейской комиссии над дисбалансом между мужчинами и женщинами в образовательной сфере были учтены все пожелания.

«Университеты являются не просто рабочим местом, но, фактически, домом для большинства исследователей. Очень важно, чтобы в этом доме жили не только мужчины, но и женщины. Каждый ВУЗ может и должен предложить соответствующую поддержку для того, чтобы как можно больше талантливых женщин после выпуска из университета оставалось заниматься академической карьерой и исследованиями», – пишут авторы из League of European Research Universities, и Европейская комиссия с ними, конечно же, согласится.

По материалам League of European Research Universities