Депардье спасает Бельгию

Всем известно, что французы несколько свысока относятся к франкоговорящим бельгийцам. Мол, они не слишком сообразительны, хоть и забавны в своей провинциальности. Но сейчас это не смущает богатейших французов и они, один за другим, становятся бельгийскими гражданами, потому что не готовы с Нового года отдавать родной стране 75% своих доходов, как того требует президент-социалист Франсуа Олланд.

Вокруг смены подданства знаменитого актера Жерара Депардье разгорелся чудовищный скандал, с участием членов нынешнего правительства. Этот кинодеятель, как сообщают французские издания, прикупил домик приблизительно в трех километрах от франко-бельгийской границы, но с бельгийской стороны. В приграничном регионе Эно «окопалось» уже около трех тысяч налоговых «эмигрантов», которые ждут падения социалистического правительства, чтобы вернуться на родину, как старые французские роялисты ждали конца Республики, а затем – падения Бонапарта. Кстати и едут беглецы из Французской республики в Королевство Бельгия, превращаясь из «граждан» в «подданных».

Решение Депардье и других эмигрантов поддерживают во Франции многие, поскольку налоги здесь и раньше, по мнению многих бизнесменов, мешали предпринимательской деятельности из-за своего избыточного размера, а теперь могут стать просто запредельными. Зачем «вкалывать», в то время как миллионы твоих сограждан, часто еще и арабского или африканского происхождения, живут за счет твоих налогов, ничего не делая и получая разнообразные пособия и социальные выплаты?

Однако социалисты полагают иначе. Они возмутились после появления информации о «бегстве» Депардье, который, кстати, лишь последовал за богатейшим французом Бернаром Арно (владельцем крупнейшего в мире производителя предметов роскоши – группы «Луи Виттон – Моэ – Хеннесси»(LVMH) с состоянием в 41 млрд долларов по данным Forbes), в сентябре попросившим бельгийское подданство. Прозвучали даже предложения заставить «невозвращенцев» перед отъездом заплатить разницу между размером французских и бельгийских налогов, а таких «отпетых», как Жерар Депардье, – лишать гражданства.

Но это французским «левакам» не удалось. Депардье опередил их. В воскресение 16 декабря он опубликовал в Journal du dimanche открытое письмо на имя премьер-министра страны Жан-Марка Эро, в котором сообщил, что сам добровольно отказывается от французского гражданства. «Я не прошу об одобрении моего решения, но по крайней мере уважайте его! Никто из тех, кто покинул страну, не был оскорблен так, как я!» – написал Депардье в ответ на слова Эро, позволившего себе назвать «жалким» решение актера переехать в Бельгию. «Кто Вы такой, чтобы судить меня, господин Эро, я Вас спрашиваю: кто Вы?» – возмутилась восходящая бельгийская кинозвезда.

Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

Депардье подчеркнул, что отказаться от французского гражданства его подтолкнули именно слова премьер-министра. «Я отдаю Вам свой паспорт и номер социального страхования, которым я никогда не пользовался. У нас с Вами больше нет общей родины. Я настоящий европеец и гражданин мира, как учил меня мой отец», – обосновал Депардье свое решение.

Социалисты, правда, и после этого пытаются сохранить лицо. Так министр труда Мишель Сапен, провел параллель между отказом Депардье от гражданства и «упадком личности». Однако это вряд ли поможет правительству Эйро и президенту-социалисту Франсуа Олланду. Конечно, Депардье – звезда, и его заработки в последние годы назвать «трудовыми» проблематично. Однако это отнюдь не «капиталист-кровопийца» вроде миллиардера Бернара Арно, и его эмиграция, да еще и сопровождаемая таким скандалом, – это очень сильный удар по позициям французских социалистов, изгоняющих из страны лучших сынов.

Если кто-то и должен радоваться в сложившейся ситуации, так это власти Бельгии и уже – партии, защищающие интересы франкоязычной части населения страны. Ведь главный аргумент фламандцев, говорящих на языке, близком к нидерландскому и добивающихся как можно большей автономии своей части Бельгии, а то и отделения от «валлонских дармоедов» – это уровень налоговых поступлений. Во фламандской части он заметно выше, чем в валлонской (франкоязычной).

Теперь же благодаря тысячам франкоязычных эмигрантов, бегущих из страны от «гнета» социалистов, ситуация не просто должна выровняться. Скорее всего, благодаря налоговым поступлениям от французских беглецов уже в следующем году Валлония «переплюнет» Фландрию. И у сторонников разделения Бельгии просто не останется для этого никаких экономических аргументов, один чистый национализм, а его для развала страны, как показывает опыт прошлых лет, совершенно недостаточно.