Испании нужна «твердая рука»?

Официальный Мадрид отказывается получать помощь со стороны Евросоюза. И это несмотря на недавнее разрешение со стороны Конституционного суда Германии «заливать» европейский финансовый кризис немецкой наличностью. Испанцы надеются выбраться из долговой ямы собственными силами, не нанимаясь в «батраки» к более богатым соседям. Но для этого странам со специфическим «южным» менталитетом нужна «твердая рука» - эдакая испанская Маргарет Тэтчер.

Забастовки в Испании стали в последние месяцы, если судить только по лентам новостных агентств, событием привычным и повседневным. Как говорили в свое время участники КВН, «за последнюю неделю у нас случилось 15 революций, особенно запомнились…», и так далее. Только за первые две недели сентября «по крупному» успели забастовать учителя, производители молочной продукции, железнодорожники, те, кто в России называются бюджетниками, и даже госслужащие.

Молочники поливали своей продукцией улицы, железнодорожники останавливали поезда, госслужащие ходили на митинги, а учителя фактически объявили среду выходным днем. Тем самым наверняка спровоцировав присоединение к протестующим, как минимум раз в неделю, учащихся старших классов.

Страна кипит. Десятки лет испанцы, жившие в долг под ярким ленивым южным солнцем, не задумывались о том, откуда берется их благоденствие. Это казалось нормальным – ведь строится Евросоюз, капиталы перемещаются, примером чему, думали они, служит соседний дом, купленный не кем-нибудь, а немцем. И вдруг выяснилось, что они все банкроты. Испанское государство их разорило, оно жило не по средствам, выплачивая чуть ли не такое же пособие по безработице, что и благополучная Голландия.

И теперь власти стараются поглубже залезть в кошелек своих сограждан, чтобы рассчитаться с долгами. Других живых денег в стране нет. А от иностранной помощи Испания вынуждена отказываться под строгими взглядами потенциальных кредиторов. «Я не в том лагере, где призывают Испанию взять деньги», – недвусмысленно заявляет немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле. И вот уже испанский министр экономики Луис де Гиндос на встрече Еврогруппы в Никосии заверяет, что «дефицит испанского бюджета на этот год не превысит запланированного уровня, что не потребует дополнительных сокращений госрасходов и помощи извне».

Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

А чтобы и правда этого добиться, Испании приходится экономить. Увольняют около 80 000 учителей. Принимается решение о вводе 6-процентного налога на производство электроэнергии, а также повышении топливных сборов. Руку поднимают даже на «святое» – сокращаются субсидии на альтернативные источники энергии. Полная же программа «реформ», то есть, в первую очередь, средств и методов, пригодных для экономии денег, будет озвучена 28 сентября. Тогда-то забастовщиков и митингующих явно ждут новые весьма неприятные новости. 

Однако проблема в том, что все принимаемые решения принимаются в Испании как бы через силу. Видно, что даже сам глава консервативного испанского правительства Мариано Рахой не слишком верит в справедливость принимаемых им мер. А без твердой убежденности в своей правоте далеко не уедешь.

Нужны настоящие «правые» реформы, которые не просто заставят сограждан считать каждую кроху, но еще и дадут полную (пусть даже дикую) свободу предпринимателю. И для этого Испании нужда своя «железная леди». Подойдет также и «железный канцлер». В общем гендерная принадлежность не так уж и важна – главное упрямство, умение отдавать жесткие приказы и главное – скептическое отношение к роли государства в экономике.

Рахой говорит, что повышение налогов – мера необходимая. И, возможно, испанский премьер прав. Тем более, его к такому типу экономии подталкивают более богатые соседи. Однако подобные решения явно не приводят к экономическому росту. Тот, у кого налоговый инспектор отобрал последнее, не станет развивать собственное дело или наращивать потребление, что было бы залогом оживления экономики.

Ну а тот, кто сам работает и зарабатывает, а не получает деньги из госбюджета (как учителя, фермеры, чей труд дотируется, госслужащие и даже железнодорожники) должен чувствовать себя хозяином положения. Он должен видеть, что все реформы идут ради него. Налоги не столько растут, сколько снижаются. Тех, кого частный бизнес называет дармоедами, то есть госслужащих, разгоняет полиция. Учителей заставляют работать в буквальном смысле «из-под палки».

Получается, разумеется, не самый дружелюбный мир. Правда, не для всех, а только для тех, кто привык к обществу всеобщего благоденствия и относительного достатка. Но это время закончилось. И для того, чтобы «вбить» это в головы бедных испанцев одного Рахоя с его фискальными штучками явно недостаточно. Нужен некий «демиург», который заявит, что готов попытаться перестроить Испанию столь же серьезно, сколь заметно изменилась Британия под «железными ручками» своего премьер-министра.