Когда проснется кризис?

Экономические трудности в Евросоюзе стали общими. К ним уже так привыкли, что рядовой потребитель, съездив отдохнуть в ЕС, возвращается возмущенный. Хорошо же загнивают, нам бы так. И перестает верить разнообразным экономистам, которые объясняют ему, как тяжело сейчас Европе. А зря, потому что проблем у европейцев действительно хватает, просто они иные, чем у россиян.

Макроэкономическая ситуация в ЕС приблизительно следующая: Грецию, уже который год, все вяло поругивают за то, что она как подделывала экономическую отчетность, так и подделывает.

В связи с этим выделение каждого следующего транша международной помощи превращается в тягомотное сутяжничество, когда греков заставляют принять «для гарантии» еще парочку законов, урезающих социальные льготы в стране, а те стараются их написать так, чтоб ничего не урезать, потому что нет такого политика, который мечтал бы о том, чтобы получить по голове бутылкой с «коктейлем Молотова» на выходе из здания правительства. В любом случае, всерьез уж никто не обсуждает вопрос изгнания Греции не только из ЕС, но даже и из зоны евро.  

Остальных неудачников, которые публично были названы виновниками нынешнего кризиса, вроде Италии, Испании, Словении или Португалии, в ходе разнообразных опросов, жители севера Европы объявляют «главными пессимистами» Евросоюза и вообще «редисками», но в тайне радуются сложившемуся положению и с удовольствием ездят отдыхать на испанское океаническое побережье в купленные там по дешевке виллы. Про Кипр вообще предпочитают не вспоминать, похоронив оффшорную банковскую систему острова.

Тем не менее, совсем забыть о том, что 5 из 17-ти государств еврозоны в настоящее время получают помощь международных кредиторов, не получается. Ведь благодаря этим финансовым вливаниям ситуация, с точки зрения статистики, только ухудшается, потому что кроме «заячьего тулупчика» с барского германского плеча эти страны уже ни на какое иное финансирование рассчитывать не могут.

Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

Чем больше они получают – тем выше их госдолг. Грустнее всего, разумеется, Греции. В первом квартале ее госдолг достиг 160,5% ВВП, при том, что год назад он был равен 136,5% ВВП. Стране с таким уровнем задолженности никто, очевидно, в долг не даст. А значит остается все глубже погрязать в нищете и жить на подачки.

Однако другого способа, как и дальше подсаживать «слабые» страны еврозоны на долговую иглу, Германия, Франция, Великобритания и другие потенциальные кредиторы придумать не могут. По неофициальным данным, уже сейчас они начинают рассчитывать новый пакет помощи – не менее 50 млрд евро до конца года. Но публично об этом не говорят. Ведь в «моторе Еврозоны», то есть в Германии, в начале осени предстоят парламентские выборы. Если сейчас объявить о таких масштабных «подачках» странам, переживающим активную фазу кризиса, то нынешний канцлер Ангела Меркель и ее правительство могут и проиграть.

Ведь невозможно объяснить среднему германскому работяге, что деньги, взятые из бюджета на помощь «греческим нищебродам», то есть, в том числе и из его налогов, в реальности лишь малая толика средств, которые та же Германия выкачивает из греков, поставляя туда свою продукцию.

Возможно, именно «нищие» греки создают рабочее место данного конкретного немца. Но никто не заставит его в это поверить. По крайней мере, до тех пор, пока Грецию не выгонят из зоны евро, она не сможет более потреблять столько товаров немецких компаний и, в итоге, заводик, на котором работает наш немец, не обанкротится. Но тогда жаловаться будет поздно.  

Так что немецких избирателей до выборов лучше не пугать 50-миллиардной помощью «греческим голодранцам». Пусть пока толкуют о пришедшей в Европу небывалой жаре, а через неделю-другую переключатся на неизбежные, после ухода горячего воздуха из Сахары, грозы и ливневые дожди, которые наверняка попортят урожай.

И вовсе не думают о том, что главной темой начавшегося недавно литовского председательства в Евросоюзе является создание «банковского союза», который защитил бы финансовые организации от весьма вероятной катастрофы. 

А лучше всего – пусть они ездят в Россию отдыхать (хоть это и весьма дорого) и поражаются тому, что там вовсе не так кошмарно, как рисует европейская пресса. Особенно по сравнению со «страшным» европейским кризисом. И тогда россияне будут завидовать европейцам, а те – россиянам. И ни те, ни другие не будут мешать властям своих стран расходовать антикризисные запасы так, как им представляется правильным.