Тришкин кафтан Евросоюза

Евросоюз намерен серьезно изменить свою сельскохозяйственную политику. Это может случиться уже в конце текущего года. И каждая из стран ЕС стремится накануне этого знаменательного события проследить, чтобы изменения эти были в ее пользу. Все не могут оказаться «в плюсе». В каких-то европейских странах аграриям придется серьезно затянуть пояса. Это неизбежно в условиях продолжающегося финансового кризиса, постоянно грозящего превратиться в общеэкономический коллапс, который погребет под собой еврозону.

ЕС по-прежнему остается одним из наиболее экономически развитых и стабильных регионов мира. В США, Японии или даже Великобритании существует заметный бюджетный дефицит. В целом, экономика Евросоюза весьма устойчива, платежный баланс зоны евро «в отличной форме». Так на днях заявил экономист, бывший глава европейского Центробанка Жан-Клод Трише. В связи с этим авторитетный эксперт недвусмысленно намекает на некомпетентность нынешнего руководства Евросоюза и говорит, что основная проблема – это «недостатки в руководстве».

Так что, получается, что если не считать «идиотов», руководящих ЕС в настоящий момент, то все просто замечательно. Однако очевидно, что все не так просто и Евросоюз старательно урезает свои расходы. И одной из первых сфер, весьма вероятно, станет сельское хозяйство. Из общего бюджета ЕС на Единую аграрную политику расходуется почти 50%, так что есть где «урезать». Да и в большинстве стран ЕС и особенно еврозоны, это один из основных источников получения дотаций из европейского бюджета. Скажем, в той же Ирландии, которая будет вторую половину этого года формальным председателем Евросоюза, 85% дотаций, приходящих из Брюсселя, идет именно на поддержание местных фермеров.

Огромные суммы на те же цели получает Франция. Соседняя Великобритания этим летом даже вынуждена была жаловаться в Еврокомиссию. Мол, она вырастила огромное количество сахарной свеклы, однако закупать собственно сахар придется у французов. Эти умелые бюрократы «оттяпали» львиную долю квот на переработку сахарной свеклы – они сделают «сладкий порошок» из британского продукта и продадут его на Туманный Альбион.

Ситуация, разумеется, сама по себе абсурдная. Хотя для ЕС с ее забюрократизированностью – нормальная. Достаточно вспомнить, как несколько лет назад группа чиновников министерства сельского хозяйства Испании в сговоре с фермерами получила от ЕС деньги, якобы в помощь производителям льна, и присвоила, таким образом, 116,4 миллиона евро. И это при том, что в засушливой провинции Кастильи-ла-Манчи, куда и шли деньги, лен в принципе выращивать невозможно.

Иван Преображенский

Кандидат наук, публицист и политический аналитик, специализирующийся, в первую очередь, на Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2000-х годов работал в Центре политических технологий, участвовал во многих избирательных кампаниях (в качестве консультанта). Позднее писал о международной политике и политической экономии в газете «Ведомости», работал в журнале «Профиль», руководил международным отделом интернет-издания Страна.Ru и отделом политики информационного агентства «Росбалт». Публикуется также в чешских и польских изданиях. Владеет французским, английским, чешским и китайским языками.  

Однако такие способы получения средств из общеевропейского бюджета явно устраивают те страны, которые умеют эти деньги выцарапывать. Как та же Франция. Или, например, Ирландия, которая говорит о том, что ни в коем случае нельзя сокращать размеры сельскохозяйственных дотаций. Напротив, с учетом роста цен на продовольствие на мировых рынках, надо наращивать субсидирование, возможно, лишь слегка скорректировав способы выделения средств и их дальнейшего перераспределения между странами и внутри сельскохозяйственных отраслей. Скажем, по предварительным данным из-за дождей и иных неблагоприятных погонных явлений во Франции, Германии и Великобритании ожидается низкий урожай зерновых. А 70% потребляемой в ЕС рыбы ввозятся из-за границы. Все это, по словам ирландцев, угрожает продовольственной безопасности Европы. 

Решения по реформе Общей аграрной политики будут приниматься при формальном председательстве Ирландии в конце этого года и ирландский министр сельского хозяйства Симон Ковиней полагает, что ЕС следует искать пути «устойчивой интенсификации производства продуктов питания». Он надеется, что в течение президентства Ирландии будет проведена существенная «реабилитация способа мышления» в Европе.

Вопрос в том, что и как реабилитировать. Всем наверняка памятны недавние кадры из Брюсселя, где производители молока организовали около офиса Еврокомиссии молочные реки, правда, без кисельных берегов. По словам фермеров, закупочные цены на молочную продукцию в ЕС упали с 30 до 24 евроцентов за литр, при себестоимости чуть ли не в 33 евроцента. В итоге, по словам производителей, при отсутствии срочных мер со стороны властей в условиях, когда расходы растут, а закупочная цена на молоко снижается, фермерским хозяйствам угрожает крах. И молочники не одиноки в своем страхе за будущее. В аналогичной ситуации производители мяса, поскольку цены на зерновые растут, повышается соответственно стоимость кормов, а цены на мясо практически не растут. 

Тут стоит напомнить, что когда-то в ЕС хватало, скажем, собственных морепродуктов. Но постепенно система квот и экологических требований практически задушила производителей. Для той же Норвегии, которая является одним из крупнейших поставщиков рыбы в зону евро, именно система квот один из серьезнейших стимулов ограничивать масштабы своего членства в ЕС. Очень страдают от своего «еврочленства» Польша, Болгария и Венгрия как крупные аграрные страны. Их продукты требованиям ЕС не соответствуют. Во многом, кстати, поэтому в магазинах стран Евросоюза можно встретить только похожие на длинные зеленые палки огурцы – польская продукция не проходит по длине и кривизне.

В итоге ситуация противоречива. Поддержка фермерских хозяйств в условиях роста цен на продовольствие в мире выглядит логичной. Однако она сопровождается внедрением безумных бюрократических стандартов Еврокомиссии и странным распределением квот.

В условиях кризиса это уже убивает в ЕС мелкое фермерство, ориентированное на молочную и мясную продукцию. И дальше будет только хуже, потому что рынки ЕС замкнуты сами на себя – ввезенного из-за пределов Евросоюза совсем немного. Дисбаланс в одной отрасли аграрного хозяйства сразу приводит к проблемам в другой. Так что в итоге осенью этого года европейцам, под председательством Ирландии, предстоит принимать весьма непростые решения.

Если они придумают неправильно, возможно, уже через год вместо испанской и немецкой клубники в супермаркетах будет лежать только марокканская, вместо французского, болгарского или немецкого меда – турецкий, а вместо голландских или итальянских помидоров – какие-нибудь африканские. А феремеры присоединятся к многомилионной армии европейских безработных и начнутся новые марши крестьян на Брюссель. Только уже не с машинами, полными молока или, скажем, овощей, а с вилами.