Почему итальянцы «шопятся» в Швейцарии?

В какую страну стремятся поехать на шопинг москвичи? Конечно же, в Италию, в столицу шопинга – в Милан! А где «шопятся» итальянцы? Как ни странно, в Швейцарии!

Большинство «продуманных» модников не склонны переплачивать за понравившиеся им вещи. Возможно, именно поэтому столь широкое распространение в Европе получили такие форматы магазинов брендовой одежды, как аутлеты (outlet). Практически все марки, как дорогие, так и демократичные, свозят нераспроданные остатки прошлых коллекций в аутлеты, которые располагаются, как правило, в пригороде.

Масса таких аутлетов «гнездится» и возле столицы европейского шопинга – в пригородах Милана. Порадовать себя покупками здесь могут и поклонники недешевых Dolche & Gabbana, Gucci и Prada и более демократичных Zara, Pinko и т.д. Не брезгуют аутлетным форматом и поклонники Chanel и Dior.

Возможно, именно поэтому, шопоголики, очутившиеся в Милане, считают, что попали в рай! С одной стороны, поспорить с этим – сложно. С другой стороны, как ни странно, сами жители Милана так не считают. Более того, они совершают «шопинг-туры» в соседнюю Швейцарию!

Эдуард Савуляк

Директор московского офиса, компании Tax Consulting U.K.

с 1995 по 2003 год занимал ведущие должности в крупнейших российских банках (Альфа-банке, Промстройбанке, Сбербанке и «СБС-Агро»). С 2003 года практикует в области налогового планирования, инвестиционного консалтинга, и защиты активов. Эксперт по финансовым, экономическим, налоговым, правовым, бухгалтерским вопросам. Член экспертной комиссии Российского налогового клуба.

Область практики: международное налоговое планирование; структурирование M&A-сделок; защита активов; привлечение финансирования; банковский бизнес; маркетинг; управление продажами; PR.

Автор более 700 статей в ведущих деловых СМИ (КоммерсантЪ, РБК, Секрет фирмы, Финансовый директор, Практическое налоговое планирование, Бизнес-журнал, Юрист компании, Консультант, Компания, Слияние и поглощение, klerk.ru, Корпоративный юрист, FD, Smart Money, Forbes), постоянный эксперт по правовым и финансовым вопросам на телеканалах РБК-ТВ, Вести-24, «Звезда», РЕН-ТВ и радиостанции Business-FM.

Возникает вполне справедливый вопрос: «ПОЧЕМУ???»

Как ни странно, все дело – в налогах. В Италии и налогообложение, и налоговое администрирование – не самое льготное в Европе.

В цене вожделенных джинсов, с гордым именем D&G, сидит, помимо недешевой аренды и итальянского труда, еще целых 21% местного НДС. Примечательно, что НДС – это именно тот самый налог, который можно возместить в рамках пресловутого «Tax Free».

Другими словами, стоит итальянцам совершить часовую прогулку на авто в сторону швейцарской границы и, как минимум, 21% скидки – в кармане.

Вот, каким образом выглядит «географическо-налоговый дисконт» применительно к Европе (см. таблицу). Самые низкие налоговые ставки – в Швейцарии. Максимальная часть налогов в цене продукции – в Венгрии.

Величины НДС (налога с продаж) в Европе 

Страна

Ставка НДС (налога с продаж)

Швейцария

7,6%

Лихтенштейн

8%

Люксембург

15%

Кипр

17%

Испания

18%

Мальта

18%

Румыния

19%

Германия

19%

Нидерланды

19%

Франция

19,6%

Австрия

20% (19% в некоторых регионах)

Словения

20%

Словакия

20%

Болгария

20%

Великобритания

20%

Чехия

20%

Эстония

20%

Италия

21%

Бельгия

21%

Ирландия

21%

Литва

21%

Латвия

22%

Греция

23% (16% для некоторых регионов)

Португалия

23% (16% для некоторых регионов)

Польша

23%

Финляндия

23%

Дания

25%

Швеция

25%

Венгрия

27%

Если же расширить свой налоговый «кругозор» за рамки Европы (таблица –  ниже), то становится понятным, почему купить итальянские товары, например, в Соединенных Штатах Америки можно еще дешевле, чем в родной Италии.

Все дело в том, что НДС, в классическом понимании этого налога, в США отсутствует. А, заменяющий его налог с продаж, во-первых, введен далеко не во всех штатах, и, во-вторых, не начисляется на одежду и обувь, в принципе.

Величины НДС (налога с продаж) в США, Гонконге и Сингапуре

Страна

Ставка НДС (налога с продаж)

Гонконг

отсутствует

США

3-9% (0% в некоторых Штатах)

Сингапур

7%

Резюме?

Шопинг-туры – это далеко не российское изобретение.

И, как ни странно, но и в благополучной Европе они могут быть актуальны. Тем более, что визовые ограничения внутри ЕС – отсутствуют, транспортная доступность – на высоком уровне, а «разбег» налоговых ставок внутри ЕС – весьма существенен.

Более того, если мы расширим наши горизонты с банального шопинга до масштабов ведения бизнеса в Европе, то убедимся, что оборотных средств венгерскому предпринимателю (где НДС достигает 27%) необходимо, как минимум, в 4 раза больше, чем швейцарцу или лихтенштейнцу (где НДС или налог с продаж всего 7,6% – 8%). Другими словами, и возможностей «зарабатывать» в странах с низкими налоговыми ставками – больше.