Информационная прозрачность рынков недвижимости

В условиях глобализации экономики, повышения мобильности населения и межнациональных интеграционных процессов в мире стал активно формироваться международный рынок недвижимости. Как следствие, существенно повысилась роль открытых источников информации, обеспечивающих возможность успешной деятельности зарубежных инвесторов на удаленных рынках недвижимости. Но далеко не все зарубежные рынки недвижимости характеризуются высокой или хотя бы достаточной информационной прозрачностью, что существенно ограничивает и усложняет деятельность международных инвесторов.

С самого начала стоит признать, что все источники информации в какой-то степени необъективны. Однако повысить достоверность информации позволяет работа с несколькими источниками информации. Вследствие этого, чем больше количество доступных источников информации, тем достовернее картина происходящего на том или ином рынке недвижимости. Вместе с тем, достоверность информации зависит не только от количества, но и от качества источников информации.

В данном контексте возникает вопрос о ранжировании зарубежных рынков недвижимости с точки зрения их информационной прозрачности. Условно разделим страны на три группы с точки зрения информационной прозрачности их рынков недвижимости.

Как это ни прискорбно отмечать, но у международных инвесторов наименее вызывающими доверие являются различные публикации в СМИ, зачастую вольно или невольно искажающие картину происходящего на рынках недвижимости. Обуславливается это тем, что сами СМИ в большинстве своем не осуществляют первичного сбора информации и работают лишь с данными, собранными участниками рынка, что нередко и оказывает негативное влияние на качество и оперативность подачи материала.

Поэтому рынки недвижимости тех стран, информацию о которых можно получить лишь из СМИ, обладают наименьшей степенью прозрачности. Примером подобных рынков является большинство африканских и южноамериканских стран за исключением очень ограниченного количества стран, к которым можно отнести Ботсвану, Кению, Нигерию, ЮАР, Танзанию, Уганду, Замбию, Зимбабве и Бразилию, в которых имеют собственные офисы известные консалтинговые компании, специализирующиеся на недвижимости. В остальных африканских и южноамериканских странах источниками информации для иностранных инвесторов о рынках недвижимости стран в лучшем случае являются  одно-два издания с электронной версией на английском языке.

Станислав Зингель

Президент Международного агентства недвижимости Gordon Rock.

До Gordon Rock работал директором по маркетингу в «МИАН - Регионы», возглавлял федеральный маркетинг агентства недвижимости. Ранее - занимал должность заместителя директора по маркетингу в управляющей компании S7 Group (Авиакомпания Сибирь), где возглавлял проект ребрендинга авиакомпании.

Также руководил проектами стратегического консалтинга в ведущем международном бренд-консалтинговом агентстве Interbrand. Жил в Израиле и США, получил образование в FIT University (Нью-Йорк). Родился в Новосибирске.

Куда большее доверие вызывают специализированные отчеты международных консалтинговых фирм, которые осуществляют сбор, систематизацию и анализ информации о рынке. Качество данной информации является довольно высоким и всесторонним, что позволяет консалтинговым фирмам занять по достоверности информации куда более высокую позицию, чем СМИ.

Исходя из этого, рынки недвижимости, информация о которых представлена консалтинговыми компаниями в открытом доступе и, следовательно, в СМИ, можно считать занимающими среднее позицию по степени прозрачности. К таковым относится многие относительно популярные в международном формате рынки недвижимости - Чехия, Ирландия, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Украина, Норвегия, Швеция, Австралия, Камбоджа, Китай, Гонконг, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Вьетнам, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Барбадос, Бермуды, Каймановы острова, Багамы, Ботсвана, Кения, Нигерия, ЮАР, Танзания, Уганды, Замбия, Зимбабве и несколько других стран. Т.е. из 196 государств мира рынками недвижимости со средней информационной прозрачностью обладает примерно четверть.

Наконец к странам с наивысшей информационной прозрачностью относятся государства с всеобъемлющей и регулярно обновляющейся статистической информацией государственных органов, дополненной исследованиями консалтинговых компаний и публикациями в специализированных СМИ. В данном контексте речь идет о специализированных отчетах органов статистики, центральных банков и профильных ведомств. Причем частота таких отчетов должна быть не реже одно раза в квартал, а сами отчеты должны иметь англоязычную версию.

Неудивительно, что к странам с наивысшей информационной прозрачностью, в первую очередь, относятся страны, наиболее популярные у международных инвесторов: Великобритания, Австрия, Канада, Франция, США, Швейцария, Германия, Италия и Испания, а также такие страны как Финляндия, Дания, Бельгия, Израиль, Кипр и Греция.

Государственные источники информации считаются наиболее полными и «не ангажированными», и зачастую используются в работе самими консалтинговыми компаниями. Помимо перечисленных стран в той или иной мере статистическая отчетность налажена во всех оставшихся странах ЕС, России, Китае и Австралии. Однако в данных странах она выходит в усеченном размере и не всегда на английском языке.

Таким образом, рейтинг информационной прозрачности делит страны на три группы. Причем к наивысшей по прозрачности категории без оговорок можно отнести лишь порядка 15 стран, что составляет порядка 8% от общего количества национальных рынков недвижимости. К средней категории – порядка 25% рынков недвижимости. Оставшиеся две трети рынков недвижимости, увы, характеризуются крайне невысокой информационной прозрачностью.

Рейтинг

Страны

Источники информации

Высший

Великобритания, Австрия, Канада, Франция, США, Швейцария, Германия, Италия, Испания, Финляндия, Дания, Бельгия, Кипр, Греция, Израиль

Органы официальной статистики; исследования международных консалтинговых компаний; специализированные и общие  СМИ

Средний

Чехия, Ирландия, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Украина, Норвегия, Швеция, Австралия, Камбоджа, Китай, Гонконг, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Вьетнам, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Барбадос, Бермуды, Каймановы острова, Багамы, Ботсваны, Кении, Нигерии, ЮАР, Танзании, Уганды, Замбии, Зимбабве

Исследования международных консалтинговых компаний; специализированные и общие  СМИ

Низший

Остальные страны

Специализированные и общие  СМИ

В завершение стоит отметить, что активизации крупного международного капитала на рынке недвижимости той или иной страны, как правило, предшествует повышение его информационной прозрачности. Вьетнам, где в последние два года активно открывают свои представительства крупные консалтинговые компании, яркое тому подтверждение. И, наоборот, недостаточная информационная прозрачность - это легко устранимое препятствие на пути крупных международных инвесторов. Поэтому если какой из рынков и характеризуется недостатком информации, то лишь по причине отсутствия достаточного интереса к нему со стороны международных инвесторов.