С того момента, как Рихард Ширманн придумал хостелы, прошло не так уж много времени, чуть более 100 лет. За это время идея гостиниц с минимальными удобствами за минимальную цену сумела завоевать весь мир. Расширению этого сегмента гостиничного бизнеса не помешал даже мировой финансовый кризис. Именно хостелы вышли из него первыми и с малыми потерями.
Это в первую очередь связано с тем, что даже в тяжелой экономической ситуации люди не захотели отказаться от путешествий, они просто стали экономить на проживании и именно хостелы предоставили им такую возможность. Кроме молодежи, которая традиционно предпочитала останавливаться в хостелах, к ним присоединились и путешественники самых разных возрастов.
Тем не менее, именно молодежь составляет подавляющее число тех, кто останавливается в хостелах. На сегодня объем рынка молодежного туризма, по оценкам аналитиков Indriksons.ru, составляет порядка $136 млрд. в год, или около 18% от общемирового рынка международных путешествий. Более 87% путешествующей за границу молодежи останавливается на ночлег в хостелах.
Возрастных ограничений для посетителей хостелов нет, однако основные гости хостелов – люди от 18 до 42 лет. Ночь в стандартном хостеле одного из 20 самых крупных европейских городов обойдется в 66 долларов. В среднем туристы предпочитают останавливаться в хостеле в течение примерно двух с половиной дней.
На сегодня в Европе действует порядка 5 тысяч хостелов.
Для строительства стандартного хостела потребуется примерно 300 тысяч долларов при рентабельности в 98%. Даже при самой скудной туристической наполняемости, происходящей лишь два летних месяца в году, окупаемость мини-отеля достигает 10 лет. Хостелами чаще всего становятся старые заброшенные помещения, перестроенные и пережившие капитальный ремонт. Правда, последние годы инвесторы отдают предпочтение строительству новых зданий, идущих в ногу со временем.
Популярность хостелов объясняется не только дешевизной, но и той уникальной атмосферой, которую предоставляет этот вариант временного проживания. Хостелы - это своеобразный аналог столь популярных сегодня социальных сетей, в которых люди, не зависимо от их возраста, расы, пола, идеологии имеют возможность найти недоступные ранее варианты общения, своеобразную уникальную атмосферу и новых друзей.
Владельцы и управляющие хостелов уловили эту тенденцию и, сумев гибко отреагировать на новые требования рынка, создают не просто места для сна, а привлекают ведущих мировых дизайнеров, перестраивают свои помещения под нужды не только студентов, но и молодых семейных пар, предоставляя им отдельные номера либо с ванной комнатой общего пользования, либо непосредственно в номере, дают возможность клиентам использовать кухонные помещения, прачечные, бесплатный Wi-Fi, открывают бары, кафе с доступными ценами. Кроме того, хостельеры стараются позиционировать свои хостелы, как своеобразный кратчайший путь к пониманию местной андеграундовой культуре.
Открыть хостел по силам не только крупным компаниям, но и частным инвесторам, один из которых, к примеру, в январе 2006 года открыл собственный хостел в британской столице. Кстати, этот лондонский хостел успешно работает и сегодня.
С точки зрения операционной экономики, хостелы выигрывают за счет снижения волатильности и достижения высокой маржи.