Европейские музыкальные фестивали: Арена ди Верона

Вы собрались в отпуск в Италию (Францию, Австрию, Германию, Испанию) и задумались о том, чтобы совместить приятное с приятным – туристические впечатления с музыкальными? Это правильная мысль: летняя музыкальная Европа каждый год предлагает настоящее пиршество из первоклассных концертов и спектаклей. При этом надо учитывать, что билеты на интересные события раскупаются за много месяцев, а иногда и лет вперед, поэтому спонтанные решения не всегда приведут к посещению желаемого события. Но даже в нынешнем сезоне, который постепенно достигает зенита, еще не все потеряно.

Сегодня мы обратимся к одному из самых «раскрученных» музыкальных событий – оперному фестивалю в веронской Арене. Мимо него, как правило, трудно пройти, если вы проводите отпуск в Северной и Центральной Италии: продавцы билетов и турагенты будут наперебой предлагать вам билеты.

При этом цены, как говорится в плохой рекламе, приятно вас удивят. Они действительно весьма доступны – от 10 до 200 евро. Афишу фестиваля и информацию о билетах вы найдете по адресу: www.arena.it.

Такая доступность наводит на сомнения, поэтому давайте разбираться во всем по порядку. Идея провести серию спектаклей в римском амфитеатре Вероны принадлежала тенору Джованни Дзенателло. 1913 год был годом столетнего юбилея Верди, и Дзенателло решил сделать маэстро такое впечатляющее приношение.

Мероприятие было очень рискованным, хотя сама по себе эта идея не была нова: оперы в амфитеатре начали ставить еще в XIX веке. Но все-таки это были отдельные спектакли со своими отдельными успехами и неудачами. Сомнения вызывала акустика, но уже первые репетиции показали, что с ней все в полном порядке. И фестиваль, вопреки скептикам, «пошел», возобновляясь из года в год. Исключение составили военные годы – с 1915 по 1918 и с 1940 по 1945, когда арена была закрыта.

Михаил Мурашов

В 1999 году с отличием закончил МГУ им. Ломоносова, в 2000-2002 годах учился в аспирантуре Свободного Университета Берлина. Кандидат исторических наук, специалист по послевоенной истории ФРГ. Как и многие истфаковцы, пришел в журналистику, возглавив журнал «Кадровый менеджмент». С 2005 года теорию управления персоналом воплощал на практике, возглавляя департаменты внутренних коммуникаций в таких компаниях, как «РУСАЛ», «Ренессанс страхование», «ВымпелКом».  Хобби – путешествия и классическая музыка (а на практике – классическая музыка как повод для путешествий). 

Веронский фестиваль быстро стал успешным коммерческим предприятием: и по сей день это крупнейший музыкальный фестиваль под открытым небом в мире. Согласно официальным данным, каждое лето его посещают около 500 тысяч зрителей. Спектакли идут с середины июня по начало сентября практически ежедневно, и такая интенсивность, безусловно, разрушает представление об опере как элитарном искусстве.

Верона – это не Зальцбург, Люцерн или Экс-ан-Прованс с их «топовыми» фестивалями. Она очень удачно заняла нишу массового оперного туризма и уверенно ее сохраняет. Отсюда вытекают и все ограничения, свойственные веронскому фестивалю, и их множество.

Во-первых, постановки: здесь не будут провоцировать зрителей смелыми сценическими решениями. Это слишком большой риск, поэтому куда проще и надежнее годами и десятилетиями показывать традиционные спектакли, поставленные такими мэтрами, как, например, Дзефирелли. Тут уже одно имя будет служить рекламой, даже если постановка морально и физически давно уже обветшала.

Во-вторых, декорации: все-таки не будем забывать о том, что арена строилась совсем не для оперных спектаклей. Здесь нет возможности быстро менять декорации по ходу спектакля, использовать сложную аппаратуру и применять технические средства, давно прижившиеся на театральной сцене. Конечно, эти ограничения могут подталкивать постановщиков к нетривиальным ходам, но в большинстве случаев этого не происходит.

В-третьих, певцы. Здесь очень трудно обобщать, но, как правило, актерский состав на фестивале несколько специфический. В арене обязательно присутствуют звезды, но только в необходимых для кассового успеха количествах. И это звезды, скорее, европейского масштаба. Вы вряд ли услышите в Вероне нынешних мега-звезд Нетребко или Кауфмана. Их участие ограничивают бюджет, акустические трудности, которые неизбежно приходится преодолевать, недостаточная элитарность фестиваля. Хотя, например, Пласидо Доминго с удовольствием принимает участие в фестивале нынешнего года и как певец, и как дирижер.

Очень много  в веронских спектаклях «проходных» певцов – достаточно сильных, чтобы не провалить спектакль, но недостаточно интересных, чтобы его украсить. Выбирая спектакль, не забывайте о простом правиле. Во всех спектаклях арены, которые идут на протяжении нескольких недель, есть несколько составов исполнителей. Вы не попадете впросак, если приобретете билеты на спектакли с солистами, певшими во время премьеры. Как правило, этот состав самый сильный, но и здесь, конечно, есть множество исключений. В конце концов, даже спектакль с малоизвестными солистами может подарить удивительные открытия.

Не будем забывать, что европейский дебют Марии Калласс, никому не известной в Италии американки, состоялся именно в Арене ди Верона. К сожалению, приятных сюрпризов такого уровня теперь уже вряд ли имеет смысл ждать. Случаются в Вероне и неприятные сюрпризы. Так, весьма неудачной оказалась премьера этого сезона – «Аида» в современной трактовке испанской театральной группы La Fura dels Baus.

И дело даже не в ультрасовременном прочтении оперы (с солнечными электростанциями, пластиковыми крокодилами и балетом светлячков), а в среднем музыкальном качестве спектакля. Подкачали не только певцы, но и дирижер, израильтянин Омер Мейр Вельбер. За его плечами солидный опыт работы ассистентом Даниэля Баренбойма в Берлинской государственной опере, а теперь уже и выступления в лучших оперных театрах Европы. И, тем не менее, Вельбер не всегда успешно объединял усилия солистов, хора и оркестра в сложных вердиевских ансамблях. Участники спектакля попросту «расходились».

Напомню, мы перечисляем ограничения, которые присутствуют на веронском оперном фестивале. Четвертым из них является акустика. До последнего времени спектакли в амфитеатре шли без использования микрофонов. Хорошие акустические качества арены позволяли отказываться от дополнительного оборудования, но все-таки звук был далеко не идеальным.

Больше всех страдали слушатели на последних рядах и террасах, но и в партере эффект гигантского каменного стадиона давал о себе знать. В 2011 году руководство театра приняло решение улучшить акустику, оборудовав арену системой громкоговорителей. Нетрудно догадаться, что у нововведения была масса противников, но техническое решение в итоге удовлетворило всех. Установленные под сценой и по периметру арены сотни динамиков, каждый из которых управляется отдельно, обеспечили прекрасный звук без потери эффекта естественности. Но как бы совершенен ни был этот звук, он остается звуком из динамика.

Фестиваль в Арене ди Верона для меня – это, прежде всего, удивительная атмосфера, которую дополняют хорошие или заурядные певцы, современные или традиционные постановки, маститые или только подающие надежды дирижеры. Представьте себе итальянскую летнюю ночь, звезды, тысячи свечей, которые зажигают зрители, древний амфитеатр, прекрасную музыку – это и будет опера в том виде, в котором она уже сто лет звучит в Вероне. Поэтому на вопрос, ехать ли на оперу в Верону, я бы ответил кратко: ехать, если речь не идет о большом «крюке». Вы вряд ли пожалеете, даже если спектакль не окажется «проходным». А для оперных гурманов имеется множество других фестивалей, о которых речь пойдет позже.