Многие критики уже давно называют Майер великой. Причем этот титул заработан не грамотным пиаром или особо выигрышной внешностью, а дарованием и большим трудом. Изучив биографию Вальтрауд, вы обнаружите, что она начинала изучать в университете совсем не музыку, а лингвистику. А подобное начало, поверьте, – особый знак качества. Достаточно вспомнить Ирину Архипову, которая пришла в музыку из архитектуры. Музыканты, которые осознанно делают подобный выбор, возможно, и начинают свою карьеру позже, но отмечены особой печатью.
Вы никогда не услышите о неудачных выступлениях Майер – конечно, певцы тоже люди, но именно высокий профессионализм позволяет даже невыигрышную ситуацию обратить в победу. Если говорить о Майер очень кратко, то достаточно будет использовать два слова – интеллект и экспрессия. Это редкое сочетание: обычно интеллектуальных музыкантов ругают за сухость, а эмоциональных – за вольное обращение с материалом и поверхностность.
Майер восхищались и продолжают восхищаться в ведущих оперных театрах мира – в миланском «Ла Скала», лондонском «Ковент Гардене», нью-йоркском «Метрополитен Опера», парижской Национальной опере. При этом Майер прекрасно знают в Москве благодаря целой серии концертов. Ее «конек» – немецкий репертуар, и прежде всего – оперы Вагнера, но Вальтрауд с успехом пела и французскую оперу, и Моцарта, и камерные произведения.
В нынешний приезд в Москву певица выступила с «Пятью песнями на стихи Матильды Везендонк» и «Liebestod» из «Тристана и Изольды» Вагнера. На бис была исполнена песня Рихарда Штрауса «Цецилии» – ода любви, страсти, наслаждения жизнью.
С Матильдой Везендонк, одаренной и очень красивой женщиной, Вагнера связывала взаимная любовь. Но и он, и она уже состояли в браке, к тому же Матильда была женой покровителя Вагнера Отто Везендонка. Поэтому эти отношения были разорваны, а памятником красивой любовной истории и стал цикл песен, который сам Вагнер считал одним из лучших своих произведений. Песни он подарил Матильде на день рождения. Красивый подарок, не правда ли?
Опера «Тристан и Изольда», одно из монументальных произведений Вагнера, стала продолжением темы любви и страдания. Напомню вкратце сюжет известной легенды: Изольда, обещанная в жены королю Корнуоллскому, влюбляется под действием любовного напитка в его племянника Тристана. После разнообразных интриг и хитросплетений они оба погибают, став жертвой короткой, но яркой любви. Кстати, рекомендую прочитать оригинал, не пожалеете!
В общем, тема любви, страдания, прощания и прощения в драматургии концерта была, что называется, раскрыта полностью. Об исполнении говорить намного сложнее, так как все эпитеты в превосходной степени уже употреблялись выше. Поэтому скажу о том главном, что действительно отличает исполнение Вальтрауд Майер: феноменально сильный голос, позволяющий певице делать переходы от тончайшего пианиссимо к мощному вагнеровскому форте, внимание к каждой детали, каждому слову, каждому штриху, редкая магнетическая сила и сценическое обаяние. Манера исполнения Майер чрезвычайно сдержанна: она не позволяет себе лишних движений и полностью погружается в музыку. Но ее лицо и глаза настолько выразительны, что без костюмов, декораций, мелодраматических жестов певица создает такой глубокий образ, о котором многие другие певцы могут только мечтать.