Музеи Парижа и наши дети. Как их подружить?

В прошлых очерках я рассказала о том, куда лучше пойти в Париже с ребёнком, где погулять и что посмотреть. На этот раз мне хотелось бы подробней поговорить о музеях.

Париж известен своими музеями, об огромном и неохватном Лувре знают даже школьники.   Мне кажется, что пиетет к таким местам — это наша национальная черта. Русскоязычных туристов можно встретить даже в самом маленьком и скромном музейчике, не говоря уже о гигантах вроде Орсэ или центра Помпиду.

В интернете мне приходилось читать восторженные рассказы путешественниц, обежавших весь Лувр с грудным ребёнком на руках. Признаться, я не сторонник таких марш-бросков, лучше уж посмотрю немного, но внимательно.

С радостью обнаружила солидарность со стороны дочери: в музее она выдерживала не более получаса, за это время мы успевали посмотреть 2-3 зала и не более 5 произведений. Зато ни один музей не был пройден нами всуе, увиденное закрепилось в памяти, впечатления не улетучились от первого же ветерка с Сены. Я хочу рассказать вам о некоторых, наиболее интересных, на мой взгляд, местах и поделиться опытом.

Если Вы, приехав в Париж, хотите побольше узнать об истории этого города, советую посетить музей Карнавале. Музей занимает два соседних здания -  Карнавале (XVIв.) и Ле-Пелетье-де-Сен-Фаржо (XVIIв.). Каждый из особняков мог бы стать наглядным пособием для изучения французской архитектуры ренессанса и барокко.

Вера Отдельнова

Искусствовед. В 2010 году окончила факультет теории и истории искусства МГАХИ им. В.И.Сурикова. С 2009 года работает в Государственном Историческом Музее, мама двухлетней дочери. Любит путешествовать всей семьёй, декабрь 2012 года провели в резиденции Cité des Arts в Париже.

Но самое интересное — это огромное собрание музея, занявшее порядка 100 залов. Здесь собраны не только документы, но и воссозданы интерьеры разных эпох, показаны мебель, картины, скульптуры, предметы из повседневной жизни.

Посещение Карнавале напоминает чтение романа о жизни великого города. Однако ребёнок едва ли согласится на неспешный и созерцательный променад. Думаю, лучше всего  заранее определить, какой период в истории Парижа вам особенно интересен и заготовить тему для обсуждения.

Может быть, вы расскажете своему маленькому спутнику о гениальном и бесстрашном полководце и императоре Наполеоне Бонапарте, покорившем почти всю Европу и безуспешно воевавшем с Россией. Наполеон прославил Париж и украсил многочисленными фонтанами и площадями. В музее вы увидите целую комнату, меблированную во вкусе начала 19 века, портреты соратников Наполеона и виды Парижа. Ваш рассказ, подкреплённый интересными экспонатами, наверняка вызовет интерес, а может быть, даже запомнится.

Экспозиция музея  строится по хронологическому принципу: от античности до начала XX века. Любопытным может быть раздел с табличками и вывесками XVI — XX веков. Здесь собраны причудливые вывески в виде деревьев, кораблей, людей, животных и птиц, так что зал походит на магазин диковинных игрушек.

А вот средневековье представлено довольно скромно, если вам интересна эта эпоха, посетите лучше Музей Средневековья в Термах Клюни (о нём я писала в прошлом очерке), музей Архитектуры и культурного наследия во дворце Шайо с большим собранием слепков  скульптур и архитектурных деталей французских соборов, а также копий средневековых фресок и мозаик. Полюбуйтесь витражами в церкви Сент-Шапель, спуститесь в крипту собора Парижской Богоматери, наведайтесь в Венсенский замок.

В соседнем квартале с Карнавале в особняке XVI века расположился музей Коньяк-Же. Если вы симпатизируете просвещённому XVIII столетию и испытываете слабость к изящному рококо, собрание Коньяк-Жэ станет для вас приятным сюрпризом.

В 20 залах собраны порядка 1000 предметов — памятников искусства и повседневной жизни. Это мебель, посуда и необычные аксессуары, такие как флакон для духов в виде пистолета или шкатулка в виде женской головки. Вы увидите скульптуры Гудона, картины Шардена, Фрагонара, Ватто, иными словами будете посвящены в краткий курс французского искусства XVIII века. Во дворе особняка круглый год открыт регулярный сад.

И Карнавале, и Коньяк-Жэ находятся в Марэ — одном из самых старинных и колоритных районов Парижа. Марэ — настоящий архитектурный заповедник, уголок старого  города, не тронутый амбициозным префектом Османом. Если вы интересуетесь историей архитектуры, а вашему ребёнку есть хотя бы 8 лет, не упустите возможность погулять по Марэ.

Здесь на примере особняков Санс, Карнавале, Ламуаньон, Сюлли, Сале, Субиз и др. вы сможете проследить, как менялся облик французского особняка с XIV до XVIII веков. Кстати, многие из особняков открыты для туристов. Так, в особняке Санс расположена библиотека Фурни и проводятся выставки, в Сале — музей Пикассо, в Субиз — музей истории Франции, а Сюлли так прекрасен, что сам по себе является музеем и приглашает туристов полюбоваться роскошными залами или прогуляться по французскому регулярному саду.

Деткам помладше, вроде моей Нины, интереснее смотреть интерьеры, мебель и картины, сочинять истории про людей на портретах, мысленно переселять этих героев в музейные залы. Для таких занятий отлично подойдут Музей романтической жизнии музей Жакмар-Андре. Первый рекомендую вам, если вы — как и я - любите XIX век, в детстве зачитывались Гюго, в школе с увлечением изучали историю Наполеоновских войн, любите музыку Листа и Шопена, картины Энгра и Делакруа, в общем всё то, что принято связывать с эпохой романтизма.

К сожалению, музей расположен не очень удобно, вдалеке от достопримечательностей, если вы путешествуете с ребёнком, то прийти сюда пешком из центра города будет затруднительно.

Жакмар-Андрэ — это музей о том, как жили миллионеры при Наполеоне III - великолепный особняк с роскошными интерьерами и ценным собранием произведений искусства. Здесь вы увидите работы Рембрандта, ван Дейка, Учелло, Ботичелли, Джованни Беллини, Карпаччо, Монтеньи и Донателло! Особняк стоит на бульваре Осман между площадью Звезды и парком Монсо. Лучшего места для такого музея не придумаешь, ведь 8 округ — один из самых элитных районов буржуазного Парижа - города, заново построенного в середине XIX века на месте старых обветшавших кварталов.   

Продолжение следует...