Почему немцы перестали верить своим СМИ?

Второго мая в Вашингтоне во время встречи Меркель с Обамой американский президент выразил обеспокоенность тем уровнем поддержки, который в данный момент имеет Путин в немецком обществе. Обама свёл это к влиянию кремлёвской пропаганды на неокрепшие в демократическом плане умы немцев. «Немецкой аудитории, имеющей доступ к российскому телевидению, я советую концентрироваться на фактах, смотреть на то, что происходит в действительности», — сказал президент США.

Так и видишь эту параноидальную картину: забитые бюргеры сидят по ночам на кухне над русско-немецким словарём и слушают Киселёва. Обама, очевидно, держит нас, немцев, за полных идиотов, не способных своими собственными мозгами оценивать сложившуюся ситуацию. Обама, видимо, не подозревает, что в этом немцы существенно отличаются от граждан его собственной страны.

Но всё-таки последуем совету Обамы и посмотрим на факты. Безусловно немецкая общественность обеспокоена обострившейся до состояния гражданской войны ситуацией на Украине. Разумеется, всем ясно, что ЕС не может сидеть, сложа руки, и говорить «наша хата с краю», когда по соседству открываются врата в ад. Но те действия, которые предпринимают наши европейские правительства в отношении Украины, повергают в шок даже видавших виды циников.

Тот факт, что оба славных нобелевских лауреата Премии мира (Обама и ЕС) во что бы то ни стало стремятся оторвать исторически прочно связанную с «опасной матушкой Россией» Украину у «кровавого Путина», с самого начала вызывал в немецком обществе глубокий скепсис. Немцам уже давно надоело оплачивать все эти непрекращающиеся восточные экспансии Евросоюза, поглощающего всё новые и новые страны с недостаточным уровнем развития демократии и экономики, вопреки всем Копенгагенским критериям, Евросоюзом же и установленными.

«Разве же это не восхитительно?!», — восклицает брюссельский бюрократ — «Таким образом мы помогаем этим странам достичь наших стандартов вместе с нами!» — «Да, но кто за это всё будет платить?!», — спрашивает уставший немецкий налогоплательщик. — «Ну, Ганс, ну поднажми! — ты же не хочешь диктатуры и войны в Европе? Посмотри на демократичность и миролюбивость Испании, Италии, Португалии и Греции!», — отвечает бюрократ. — «Да, но они всё ещё без работы и с протянутой рукой!», — занудствует Ганс. — «А-а-а… зато у нас самые прямые огурцы в мире!»

Александр Шерер

Александр Шерер родился в Новосибирске. В 19 лет переехал в Германию, работает в Кёльне редактором местного издания. Сотрудничал с Deutsche Welle и Lenta.ru. Женат, воспитывает кота.

 

Но всё это было бы лишь половиной беды, если бы не следующее за ассоциацией с ЕС расширение и без того распухшего НАТО на восток. Конечно, львиную долю натовского бюджета берёт на себя США, но кто платит, тот и заказывает музыку. А обычному немцу, ещё слишком хорошо помнящему о ужасах двух мировых воин, развязанных его предками, очень уж не хочется снова наступать на старые грабли. И поэтому его очень беспокоит мысль о том, что его как солдата НАТО снова пошлют «защищать безопасность Германии у Гиндукуша», как того требовал бывший министр обороны Петер Штрук в 2002-м. Да и маршировать в соседние страны под каким бы то ни было благородным предлогом ему охоту тоже уже давно отбило.

Мало помогает в возрождении военного духа даже недавняя речь бывшего пастора, а ныне федерального президента Гаука на Мюнхенской конференции по безопасности. Гаук, выбравший главной темой своих президентских речей восхищение свободой, которой ему так не хватало в родной ГДР, потребовал от Германии большего участия в решении мировых конфликтов — в том числе и военным путём.

Наши американские друзья должны были, услышав это, хлопать стоя. Ведь их официальные лица уже давно укоряли нас в том, что мы отсиживаемся в стороне, когда отважным американцам приходится брать всю грязную работу на себя. Например, лететь бомбить Саддама с его мнимым оружием массового уничтожения. Шрёдер тогда не поддержал их инициативу, а теперь вон — обнимается с Путиным, какая мерзость!

В этот раз на очереди была Украина. Многостраничный договор об ассоциации с ЕС содержал, кроме однозначных требований забыть о всяком сотрудничестве с восточными соседями в рамках Таможенного союза и полностью переориентировать свою и без того слабую экономику на нужды западных стран, чёткую программу военной поддержки с совместными войсковыми манёврами и проектами вооружения.

Чёрт возьми, что же в этом так могло не понравиться Путину, что Янукович, популизма ради заигрывавший с ЕС, струсил и дал обратный ход?! Можно подумать, на Украине до сих пор стоят российские военные базы, как у нас в Германии американские! Как? В Крыму — база российского черноморского флота?! Что вы говорите?!

«Мы, СМИ, должны были знать заранее и должны были заранее известить общественность о том, что этот договор об ассоциации разорвёт Украину на части», — сказала бывший корреспондент ARD (немецкая общественно-правовая телерадиокомпания) Габриела Кроне-Шмальц. Рекомендую посмотреть всё интервью с русским переводом.

И теперь, когда население Крыма, основываясь на международном праве народа на самоопределение, провело референдум, результатом которого стало отделение от Украины и вхождение в состав РФ, немецкие СМИ заистерили, называя это аннексией и агрессией России по отношению к независимому государству.

И тут у немецкого слушателя возникает когнитивный диссонанс, так как он всё ещё помнит о Югославии, куда в том числе Германия в рамках военной операции НАТО посылала самолёты бомбить суверенное государство, с последующим отрыванием Косово от Сербии. Или это не одно и то же, потому что из-за российских солдат в Крыму не дошло до этнических чисток и бомбардировок?

Окончательно же немец перестаёт понимать мир, когда слышит, что зачистка Майдана, идущего на силы правопорядка с битами и «коктейлями Молотова» — преступное действие нелегитимной власти против мирных демонстрантов и борцов за свободу. Поэтому оно должно осуждаться мировым сообществом. А вооружённые карательные операции псевдоправительства в Киеве против восточноукраинских ополченцев — это применение законного права на наведение порядка в стране. И эти действия поддерживаются «голубем мира» Обамой и никем, кроме кровавой России, не осуждаются.

Но в дрожь меня как бывшего солдата НАТО (да, я служил в бундесвере) бросает ещё и тот факт, что нынешний министр обороны моей страны, мать (да, и тут у нас тоже женщина) семерых детей, на чистом глазу прямо после возвращения немецких солдат из Славянска заявляет, что снова послала бы безоружных офицеров, вооружённых только картой и каким-то мутным мандатом ОБСЕ в руки ополченцев! Чёрт подери! Вы там совсем упоротые?

В этот раз Пономарёв был в добром расположении духа по случаю своего дня рождения и позвал дорогих международных гостей к себе на вечеринку. Но в следующий раз может быть не до шуток. Вам так нужна провокация, чтобы развязать третью мировую, что для этого не жалко собственных солдат?

И не надо потом говорить про мирные миссии ОБСЕ: с женевскими соглашениями эта вылазка не имела ничего общего. И это были не инспекторы ОБСЕ, а самые настоящие солдаты НАТО. В том числе из немецкого городишки Гайленкирхен, в котором я учился несколько лет. Наши занятия прерывались гулом взлетающих и садящихся военных машин с соседней натовской базы. На инспекции ОБСЕ эти полёты не похожи.

С терминами и оценочными суждениями у нас в прессе давно беда. И если бы только с ними. Наши в общем-то достаточно независимые общественно-правовые СМИ, на содержание которых каждая немецкая семья в обязательном порядке перечисляет €18 в месяц, не гнушаются при любом удобном случае стаскивать с чердака запылившуюся картину дикого русского медведя, угрожающего разорвать на кусочки тыкающего в него палкой американо-европейца. При этом напрочь забывается о том, что благодаря русским, наивно поверившим американцам на слово, что НАТО не будет расширяться на восток, Германия теперь единая страна, несмотря на тогдашние истеричные протесты Франции — нашей нынешней ближайшей союзницы.

И как только «злые русские» отпустили освобождённые ими от фашизма страны, те сразу, вопреки всем обещаниям, вступили в НАТО. Русские из народа-освободителя превратились в бывших оккупантов и в унижаемое меньшинство, не имеющее даже права на гражданство в этих новых европейских странах свободы и справедливости.

Быть русофобом в современном мире очень легко и похвально. Если ты против русских, значит ты за демократию, свободу и прочие западные ценности. Если ты сам, будучи россиянином, люто, бешено ненавидишь всю эту «Рашку» с её «ватниками», то ты — интеллектуальная элита и борец с режимом. Но эта позиция даже для такого русофоба со стажем, как я, слишком примитивна и лицемерна.

Да, мне есть, за что не любить Россию. Родителей моей мамы, мирно живших на Украине с давних времён и не имевших никакого отношения к нацизму, Сталин депортировал, как скот, в Сибирь просто потому, что они были немцами. Русский отец-алкоголик, не способный быть мужчиной, детство в опустившейся и разворованной стране…

Поводов для русофобии можно найти много. Но в чём смысл этой ненависти, если напрочь отсутствует желание, чтобы Россия наконец-то стала лучше? Если же это желание есть, то хватит лицемерить и применять двойные стандарты, мол, Западу это можно, потому что мы — хорошие, а русским этого нельзя, потому что они — плохие.

Венцом же лицемерия стала тотальная слепота на правый глаз наших немецких СМИ в ситуации с Украиной. Они не били в колокола, когда наш боец за украинскую свободу Кличко жал ручки ещё одному борцу за «Свободу» — за свою партию — Тягнибоку, фашисту со стажем. Они молчали, когда наши европейские министры садились за стол переговоров с этим фашистом. Они ничего не сказали, когда четверо представителей этой фашистской партии вошли в новое киевское псевдо правительство. Вместо этого из радио и с экранов телевизоров лилась всё та же знакомая со времён «холодной войны» риторика о злых русских.

Но ладно наши внутренние независимые СМИ. Что же насчёт немецкого иновещательного медиаконцерна Deutsche Welle, финансируемого напрямую из федерального бюджета с целью нести немецкие и общеевропейские ценности за пределы Германии и ЕС? Я некоторое время был свободным сотрудником русской редакции DW, моё лицо до сих пор можно увидеть на «шапках» их официальных представительств в соцсетях, и ещё поэтому меня поражает позиция, которую заняла DW в отношении ситуации на Украине.

Без малейших колебаний была принята старая стойка «Россия — враг цивилизованного мира», а подача информации и поныне ведётся с позиции «Украина борется за свободу от кровавого Путина, стремящегося разорвать её на куски». Так, например, выглядит новость о недавней ужасающей бойне в Одессе под заголовком «Яценюк назвал события в Одессе частью плана РФ по уничтожению Украины» . Там нет ни слова про «Правый сектор», только «правильные цитаты», подтверждающие принятую позицию, что во всём виноваты русские, даже когда украинцы заживо сжигают украинцев.

При этом несоответствующие этой картинке факты замалчиваются или нивелируются статейками вроде «Антисемитизм на Украине — миф».

Если задать в поиск на сайте слова «антисемитизм» и «Украина», то первым результатом по релевантности (о, чудо!) выпадет заголовок: «В Германии критикуют российские СМИ за антисемитизм и ксенофобию». Если же копнуть немного глубже, то находишь идеально подобранные мнения правильных экспертов, заявляющих, например, следующее: «По мнению руководителя израильской программы мониторинга ксенофобии на Украине Вячеслава Лихачёва, конкретно Яроша корректно сравнивать с европейскими христианскими демократами. „Он консервативный, он за свободный рынок, за снижение налогов, за христианские ценности, — пояснил Лихачёв в интервью DW. — У него лично нет ни этнического национализма, ни каких-то элементов расизма, ни ксенофобии».

Или дальше: «Отождествлять же новую украинскую власть с такого рода группировками нет, по словам Шеховцова [исследователь европейского правого радикализма из британского University College London], никакого основания. Им не может служить наличие в правительстве двух министров от партии „Свобода“, пошутил он, „занимающих столь важные и ответственные посты, как министр экологии и министр аграрной политики».

За шуточками эксперт, видимо, забыл про Игоря Тенюха, исполнявшего до недавнего скандала обязанности министра обороны и Александра Сыча — на секундочку — вице-премьера. И всё это люди из партии, лидер которой призывает «бороться с жидвой», кандидат на пост президента Украины. На фоне «кровавого Путина» любой антисемит и фашист кажется рупору немецкого правительства добрым христианином.

Но не наш ли это исторический долг как немцев — быть первыми, кто бьёт в колокола при малейшем подозрении в антисемитизме и фашизме?!

Год назад Deutsche Welle чуть было не вручила украинской фашистке Белозерской премию за «Лучший блог на украинском языке». К счастью, в России и на Украине поднялась волна протеста по этому поводу, и DW пришлось пойти на попятную.

Эта ситуация крайне печальна ещё и потому, что я знаю, какие профессионалы пишут и редактируют материалы DW. Я ценю их как блестящих журналистов и люблю как друзей и бывших коллег. Некоторые из них не разделяют позицию медиаконцерна и не согласны с той точкой зрения, которую им день за днём приходится представлять читателям и зрителям, но им тоже нужно на что-то жить и платить по счетам.

А пропаганда? — её в Германии нет. Есть только журналистская оценка событий. «Но в чём разница?», — спросите вы. Для меня ответить на этот вопрос так же трудно, как и найти различие между безобидными и опасными фашистами. Спросите лучше экспертов DW.

И напоследок — доказательство того, что не всё ещё потеряно в немецких СМИ. Такие, прямо скажем, маргинальные для немецкого телевидения точки зрения нет-нет, да просачиваются на экраны наших телевизоров. Правда, почему-то исключительно по ночам среди недели.