Да, смотрят на фестивале все. К тому же в немецкую столицу в этом году понаехало много звезд. Например, «Отель «Гранд Будапешт», эксцентричное кино о Европе между двумя мировыми войнами, о старом отеле и его изящном портье, представляли в Берлине режиссер Уэс Андерсон и актеры Рэйф Файнс, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Сирша Ронан, Эдвард Нортон, Уиллем Дефо.
И публика поджидала своих любимцев на Потсдамер платц, а заодно смела из касс все билеты.
«Охотников за сокровищами», авантюрную драму об искусствоведах, спасавших шедевры мирового искусства во время Второй Мировой, критика приняла плохо. Но фанаты точно также караулили звезд фильма (Джорджа Клуни, Мэтта Деймона, Жана Дюжардена, Джона Гудмана) и так же ломились в залы.
Очереди в кинотеатры огромные, на некоторые фильмы – вообще запредельные. Коллапс случился в связи с демонстрацией фантастического боевика Snowpiercer корейца Пон Чжун Хо (Тильда Суинтон, Эд Харрис, Джон Хёрт, Крис Эванс в антиутопии о глобальном похолодании, остатках человечества, несущихся по планете на огромном поезде и восстании в одном этом отдельно взятом железнодорожном составе).
В берлинской секции «Форум» было всего два сеанса этого фильма, и такое чувство, что попасть в зал хотели вообще все, кто тут есть. И все же с «Нимфоманкой» ситуация особая. Кажется, это и правда мания.
Всего было пять сеансов, включая пресс-показ. На фотоколл для журналистов прибыл сам знаменитый датчанин в майке с эмблемой Каннского фестиваля и надписью «Персона нон грата». Как бы напоминая, что в 2011 году во время премьеры «Меланхолии» в Каннах он на пресс-конференции сморозил шутку про Гитлера и был фактически выслан с Лазурного берега.
Тогда же Триер дал обещание больше не выступать на пресс-конференциях. В связи с чем и в Берлине к журналистам не пошел, отправив туда актеров фильма. Дебютировала перед прессой юная актриса Стейси Мартин, Ума Турман по обычаю несла себя как королева, Кристиан Слейтер выглядел довольным (еще бы – первая мощная роль за долгое время).
Но всех затмил Шайя ЛаБаф – форма его одежды была совсем уж свободная, он долго молчал, а после адресованного конкретно ему вопроса изрек: «Чайки летят за траулером, потому что надеются, что сардины выбросят в море», встал и ушел. Звезда «Трансфомеров», попавший в совсем иное кино, похоже, набрался интересных замашек от фон Триера.
Но интеллигентного обаяния датского провокатора его выступление было напрочь лишено. К тому же у всех на слуху скандальная история с плагиатом (актера обвинили в том, что сюжет своей короткометражки он «слизал» из комикса). Вот и фраза про чаек, траулер и сардин тоже ему не принадлежит – это цитата из фильма Кена Лоуча «В поисках Эрика» (кстати, в Берлине идет ретроспектива этого режиссера). Последним аккордом было вечернее появление ЛаБафа на красной ковровой дорожке с бумажным пакетом на голове, на котором чернела надпись «я больше не звезда».
Все это происходило еще девятого февраля, но говорят о «Нимфоманке» и всем, что с ней связано, до сих пор. Больше всего статей и телерепортажей посвящено именно фон Триеру. В Европе полным ходом идет интереснейшая акция кинопрессы. На официальном постере фильма изображены снимавшиеся в ней актеры, изображающие оргазм.
Еще в середине декабря датские кинокритики спародировали постер, сфотографировавшись раздетыми и с соответствующими выражениями лиц – подпись под серией этих фото гласила: «Так выглядят датские кинокритики, когда им нравятся фильмы». Потом подобные фото сделали их коллеги из Польши, Венгрии, буквально на днях - из Исландии. Вероятно, продолжение следует.
Это и правда большое кино. Первую часть фильма с Шарлоттой Генсбур, Стелланом Скарсгардом, Уиллемом Дефо, Умой Турман, Шайей ЛаБафом и со слоганом «забудьте о любви» остроумный российский прокатчик выпустил в канун Дня Святого Валентина, вторую планирует показать отечественному зрителю в преддверии восьмого марта.
Когда датчанин только объявил о желании снять этот фильм, то утверждал, что намерен сделать порно. В истории о скромном холостяке, который находит на улице избитую женщину, приводит ее к себе домой, поит чаем и беседует с ней о ее страсти к сексу без чувств, действительно есть соответствующие сцены. Но есть и многое другое – комедия и грусть, любовь (вопреки слогану), страх смерти, желание близости, шок, сюрприз в финале. Как в настоящем большом кино, в «Нимфоманке» есть все.
С 13 февраля вы имеете шанс приобщиться к этой мании.