Режиссер Игорь Яцко поставил «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда. В первой сцене действуют четверо – двое безупречно-чинных слуг, что прямо, по-гвардейски, держат спину, и как прислуга в лучших домах отводят руку в белой перчатке за спину.
Слуги безукоризненно одеты: фраки, сияющие ботинки, четкие, строгие движения. Чего не скажешь про господ: те пьют из пустых кубков, разбрасывают пластиковые фрукты, роняют тарелки, бросаются портсигарами. Все что бросают и роняют господа, ловят и поднимают слуги. Господа эти засыпают, положив голову прямо на скатерть. Да и одеты они неважнецки, в бесформенные пиджаки с нелепой ассиметрией и ведут себя, мягко говоря, престранно.
Складывается ощущение: достойные, степенные слуги и есть истинные хозяева положения, главные в доме, а их дурачащиеся господа, — маленькие беззащитные детки, ну просто мистер Берти Вустер в многоопытных руках своего камердинера Дживса. Правда, за этих деток в ретро-футуристических мешковатых нарядах немного страшно.
Так, пунктиром в мозгу пробивается история с биографией автора. И к чему-то вспоминаются все такие симпатичные, но трагические великовозрастные мальчики английской литературы. Вот тот же лорд Себастьян со своим медведем Алоизиусом под мышкой. Но чем опасней зигзаги вранья этих великовозрастных Питеров Пенов, тем желанней шаги Командора. Пора, пора призвать шалунов к ответу.
Здесь в роли Командора строгая тетя. Как Берти Вустера наставляют тетя Далия и Агата, а здесь тетю зовут леди Брэкнелл. И вот, когда эта дама (леди — актриса золотой васильевской эпохи Людмила Дребнева) выступает как кавалерийская лошадь на сцену, и чувство смутной тревоги и некоторой неловкости за беспомощных лоботрясов наконец-то рассеивается.
За великовозрастных мальчиков можно уже так не волноваться, можно уже и беззаботно посмеяться. Как мы все знаем, у Оскара Уайльда тут посмеяться есть над чем. К тому же в театре специально заказали новый, самый точный, самый изящный перевод пьесы, чтоб уж точно максимально приблизить к русскому все английские шутки.
А тут еще и девушки подключаются. Восхитительно нескладную гувернантку-лань изображает прима театра Мария Зайкова, а рядом — трогательно наивная до бесстыдства Сесили Кардью в исполнении юной Ольги Бондаревой.
Все хорошо, все мило, просто и сладко-ясно, как стриженные кустики в немного гротескном садовом интерьере загородного дома Алджернона, выстроенном художником Игорем Поповым. Но что-то в этой декорации современного богатого магазина садовых принадлежностей по-прежнему смущает. Да вот же! Прямо напротив зрительских скамеек, расположенных амфитеатром одна над другой, на заднике сцены также рядами выставлены венские стулья. По-моему, эти стулья задействованы в других спектаклях театра, в крымовских «Опусе№7» и «Тарарабумбия».
В «Как важно быть серьезным» стулья стоят на сцене, отделенные от действия стеклянной перегородкой. Похоже, эта магазинно-литературная идиллия подразумевает не только зрителей живых, реальных, материальных, но и зрителей-невидимок-проказников, ну, таких, что вместе с Питером Пеном населяют Кенсингтонский сад.
И вот эти феи и эльфы спускаются со своих деревьев и усаживаются на стульчики, чтобы посмотреть, как будет выкручиваться этот самый подросший хулиган Алджернон. Потому-то он так изящно шутит, потому-то нам так смешно. Ведь он не только инфантильный мужчина — на эту тему смеяться уже и грешно, но еще и наполовину эльф или тролль, как нам больше понравится. Ну, а раз действие замахало крылышками в сторону иллюзии и идиллии, можно совершенно беззаботно смеяться.