Дом Cartier представляет новую коллекцию haute joaillerie один раз в год. Раз в два года – на Биеннале антикваров, и именно Cartier был первым ювелирным домом, которому Национальный синдикат антикваров разрешил участвовать в выставке (Chanel, Piaget, Dior, Louis Vuitton, Van Cleef & Arpels и Harry Winston такой чести удостоились позднее). В годы, когда биеннале не проводится, в отличие от других домов, которые представляют свои коллекции во время недель haute couture летом, Cartier устраивает презентации осенью. Стратегическое решение марки – представлять их отдельно, каждый раз в разных городах мира. В 2009-м выбор пал на Стамбул, в этом году новую коллекцию представили в Риме.
17 сентября в центре Рима, на вилле Аурелиа, построенной кардиналом Фарнезе, ювелирный дом представил коллекцию Sortilège de Cartier. Украшения, всего более 60 предметов, были представлены в витринах – экспозиция была устроена в оранжерее с экзотическими растениями – и на подиуме. Вечером в них дефилировали посланница бренда Моника Беллуччи и актриса Фань Бинбин, считающаяся одной из главных кинозвезд материкового Китая. Фань посланницей Cartier не стала (пока не стала), но последнее время на главных светских мероприятиях она появляется именно в украшениях Cartier, что, учитывая интерес всех люксовых марок к китайскому рынку, для Cartier явный плюс.
Коллекция Sortilège de Cartier вдохновлена ароматами, и это для марки первая попытка смешать два направления – высокое ювелирное искусство и высокую парфюмерию. Связь с парфюмерным миром подчеркивается не только напрямую (есть в коллекции подвески-флаконы), но и на уровне концепции. Cartier взял за основу шесть семейств ароматов: цветочные, «освежающую воду», цитрусовые, папоротниковые, «пьянящие ароматы» и «цветы белой королевы».
Сложные ароматы в украшениях воплощались комбинациями камней. Так, тема «освежающей воды» была отыграна при помощи сапфиров и аквамаринов.
Конечно, запахи – это только красивая «легенда», в остальном Cartier сделал то, что умеет лучше всего: изменил себя, не изменяя себе. Ведь ювелиры именно этого дома обладают уникальным знанием, как создавать
новые коллекции, сохраняя узнаваемый стиль, темы и формы, при этом избегая упреков в повторах. И это, конечно, гораздо более сложная компоновка, чем сочетание грейпфрута, бергамота и лимона.
Широкие браслеты, популярные еще в belle epoqueи создаваемые Cartier годами, снова перевоплощаются: к нитям из бусин аквамарина, жемчуга или хризоберилла крепится центральная асимметричная подвеска.
Асимметрия вообще становится все заметнее (и не только в формах украшений, но и в огранке самих камней), визуально вещи выглядят легче. Оникс перестает быть крупным акцентом, а становится легким, едва заметным штрихом. Непривычно смотрится мелкий барочный жемчуг и коралловые бусины.
По-прежнему много камней с резьбой, все больше становится камней огранки кабошон (особенно эффектно смотрятся желтые сапфиры). Новая для Cartier техника – инкрустировать камень в камень: рубин в хрусталь, оранжевый сапфир в цитрин, а коричневый бриллиант в аметист. До этого такими «вставками» увлекалась компания Bogh-Art.
Многие вещи в Sortilège de Cartier подвижны: «Они должны вторить движениям тела, жить и раскрываться на нем, как аромат», – возвращают нас к парфюмерной теме ювелиры Cartier.
Часть коллекции уже продана. Остальные украшения из Sortilège de Cartier можно будет увидеть в бутиках Cartier по всему миру. Наверное, немало вещей должно оказаться в России: ведь именно московский бутик в Столешниковом переулке за лето занял второе место в мире после флагманского парижского по количеству продаж высокоювелирных украшений.