«Некоторые» – это практически все главные французские ювелирные дома. Манкируют мероприятие немногие, наиболее заметно отсутствие Cartier (ювелирный дом представляет свои коллекции либо во время Антикварного биеннале в Париже, либо устраивает крупные мероприятия в одной из мировых столиц. Два года назад запуск состоялся в Стамбуле, в этом году грандиозное событие устраивают в Риме).
Флагманские бутики большинства участников находятся на Вандомской площади, по самому желанному адресу для любого из французских ювелиров.
В этом году новинки haute joaillerie показывали Chanel, Van Cleef & Arpels, Dior, Boucheron, Faberge. Chaumet тоже участвовал, но в честь 200-летия своего часового направления решил вместо новых украшений показать часы – новые и старые, целую экспозицию самого-самого из созданного за два века. Дебютант этого лета – Hermes, представивший свою первую высокоювелирную коллекцию.
Chanel
Chanel решил изменить себя, не изменяя себе. Вот только-только после многокрасочной, по-восточному богатой зимней коллекции Secrets d’Orient все привыкли к такому образу Chanel, как дизайнеры спустя полгода представляют нечто совершенно противоположное: сдержанную – и прежде всего сдержанную в цвете – коллекцию Contrastes.
Главное в этих украшениях (и это очевидно из названия) – контраст. И не только любимое Коко Шанель противопоставление черного и белого. Здесь византийские мотивы сочетаются с art deco, нарочито ломаные формы с плавными, а хрусталь – с бриллиантами.
Van Cleef & Arpels
Новая коллекция Van Cleef & Arpels вдохновлена легендарными балами XX века. Пять самых знаменитых балов: бал, устроенный в Санкт-Петербурге в 1903 году императрицей Александрой Федоровной; бал Шарля де Бестеги в Венеции в 1951-м; нью-йоркский бал Трумэна Капоте 1966 года; бал барона де Реде в Париже 1969 года и бал баронессы де Ротшильд во французском замке де Ферье 1971 года.
Каждая часть коллекции со своим характером. Как всегда, безупречно в исполнении; как всегда, фирменные техники и редкие драгоценные камни.
Особенное в этой коллекции – история. Каждый бал настолько уникален, что говорить о нем можно часами. Так и с украшениями: вот брошь-танцовщица с «Ориентального бала», представляете, одна из гостей пришла именно в таком откровенном наряде на этот парижский бал, устроенный бароном де Реде. А вот архитектурные украшения, вдохновленные черно-белым балом, на который мечтал попасть весь свет Нью-Йорка. Среди гостей были Грета Гарбо и Марлен Дитрих. И такая история есть буквально у каждого украшения в коллекции.
Эти вещи ценны тем, что, только появившись на свет, они уже стали украшениями с историей. Это понравилось многим: большая часть коллекции уже распродана.
Dior
Главный дизайнер ювелирного направления Dior Виктуар де Кастеллан играет по собственным правилам и не смотрит на тенденции. Она создает тренды сама и технической сложностью украшений словно спрашивает других ювелиров: «А вы так сможете?!»
Новая коллекция Les Bal de Roses посвящена любимым цветкам Кристиана Диора. Это 12 действительно уникальных украшений. Поражающая специалистов ее особенность – сложнейшая технически инкрустация драгоценных камней прямо в полудрагоценные камни, из которых созданы лепестки роз.
Boucheron
Boucheron добавил своей фирменной сине-фиолетово-зеленой гамме больше теплоты и яркости. Вдохновила дизайнеров Французская и Итальянская Ривьера. В Dolce Riviera все крайне позитивно, так, как это и должно быть на отдыхе.
Интересная особенность многих украшений – возможность трансформации. И это не только часы с секретом (ювелирный браслет с циферблатом, скрытым под декорированной драгоценными камнями крышкой), но и ожерелья, элементы которых можно перестегивать, создавая более длинные и короткие варианты, играя с симметрией и асимметрией.
Faberge
Faberge все время подчеркивает свою связь с Россией: в прошлой коллекции это были привязки к конструктивизму,в новой – вдохновение еще более традиционными русскими мотивами. Представленная летом высокоювелирная коллекция Les Saisons Russes – это и связь с «Русскими сезонами» Дягилева (в части коллекции Les Fameux de Faberge есть даже украшение Diaghilev), и времена года в России, так, как их представляют французские ювелиры.
Безупречно узнаваемый «Фаберже», ведь один из главных мотивов не что иное, как пасхальные яйца. Бриллианты, редкие цветные камни, жемчуг, эмальерная работа – все для того, чтобы не только Вексельберг приобрел парочку. К яйцам и другие знаменитые вещи а-ля рюс, такие как Kokoshnik или Solyanka.
К чести дома Faberge, все совсем не лубочно-китчевое. И довольно ироничное: «Солянка», например, – это название трех усыпанных бриллиантами колец с крупными чистыми камнями-солитерами – бриллиантом, рубином или сапфиром. Вещей, если не считать названия, строгих и классических.
Chaumet
К юбилею часового направления Chaumet подготовил впечатляющую экспозицию «Creating watches for 200 years».
На Вандомской площади с 8 по 29 июля можно было увидеть самые интересные часы из созданных за всю историю – от часов времен Первой империи до авангардных моделей XXI века.
Последний зал экспозиции – модели этого года. Среди них интересны кэжуал-модели Class One с фирменным цветным титаном и модели с необычными эмалевыми циферблатами, созданные мастером из швейцарской Юры, славящейся своими эмальерными традициями.
Отличает эмалевые циферблаты Chaumet стиль: обычно эмальерные миниатюры на часах – это очень классические сюжеты или романтичные цветочки-бабочки. Лаконичность и строгость линий хронографа Dandy – редкость для часов с эмалевыми циферблатами.
Hermes
Дебют в мире haute joaillerie получился у Hermes более чем удачным. В двух созданных Пьером Арди линиях Haute Bijouterie – Fouet и Centaure – все слагаемые успеха: редкие камни, крупные бриллианты, идеальная работа и фирменные мотивы дома – связь с миром конного спорта (ручка хлыста, конские копыта).
ВместесHaute Bijouterie вПарижепредставилииExceptional Pieces: линииCollier de chien, Nausicaa, Kelly иBoucle sellier. Эти украшения – своеобразное продолжение уже привычных линий дома, выполненное в более роскошных материалах.
Интересно, что Hermes представит в следующий раз: играть на фирменных мотивах можно довольно долго, но не бесконечно, – очень скоро Арди придется действительно удивлять публику.