И если какое-то время назад от кризиса идей нас, потребителей и любителей, еще отвлекала так называемая уличная мода, то сейчас и она превратилась в ничтожную копию самой себя. «Так называемая» - потому что уличная мода, это когда человек вышел на улицу и пошел, например, в галерею на вечеринку, а не когда он нарочно выряжался, чтобы его сняли фотографы, которые стерегут входы и выходы Недель моды.
«Уличная мода» с показов стала такой же унылой, как и официальная. Все это опустилось на самое дно. Мальчики и девочки с фантазией и своими блогами по всему миру, которым вдруг перепали тряпки от Prada, исчерпали себя. Дома моды продают осетрину третьей свежести.
О многом сказала коллекция Джона Гальяно для дома Maison Martin Margiela. Эта марка была оригинальна, но не эксцентрична, и она как раз вела очень современный стиль – строго, лаконично, необычно. Гальяно же изобразил сам себя конца 90-х годов – и это выглядело неуместно. Бурлеск, хулиганство, изысканная вульгарность – это все было хорошо давным-давно. Сейчас такое воспринимаешь так же странно, как унизительные шутки про женщин или евреев.
А ведь современная мода – это миллиарды долларов прибыли. Впервые за всю историю. Это уже не ателье, не маленькие творческие студии – это огромный бизнес. А бизнес требует бесконечных обновлений, рекламы, восторгов. Недели Моды идут уже почти без передыха – и все, кто обслуживает эту машину, работают на износ. Это все объясняет, но очень мало волнует – мы же потребители, это нам по седьмому кругу хотят продать одни и те же вещи под видом новых трендов.
Фотографы, дизайнеры и блогеры утратили вдохновение – они не знают уже, куда обратить свои взгляды, чтобы заметить что-нибудь новое.
За всеми тенденциями – пустота. Они не отражают ничего. Никаких изменений в обществе, никаких идей или субкультур. Абсолютный декаданс – декор ради декора, который удивляет и радует ограниченное время, после которого все проваливаются в бездну, где их пожирает огненная гиена.
Но время декаданса прошло.
Вот ты ходишь по магазинам, допустим, в Берлине и видишь все те же украшения, колье с разноцветными стразами, и тебе хочется умереть от скуки. Это больше не интересно – но ничего нового не предлагается. Больше никто нас не вдохновляет – кроме самих себя.
И пока мода переживает очередной кризис, нам надо самостоятельно выбирать, что носить, чтобы не смотреться так же беспомощно, как последние новости с показов мод.
Хочется интересной, но удобной и более-менее простой одежды. Все по кругу – и мы выходим на тот же этап, что в начале 90-х, когда стиль определили Хельмут Ланг, Келвин Кляйн и Джил Сандер с их практичными, почти классическими коллекциями, которые тут же назвали минималистичными.
Вдруг показались интересными длинные свободные платья. Не балахоны в стиле 70-х, как на том настаивают модные издания, а нечто ближе к футболкам-переросткам до середины щиколотки. Тут главное – материал. Например, тонкий джерси, который делает силуэт мягким и даже немного античным.
В таких платьях невероятно удобно жить. Под них можно надеть майку, или сверху – oversize кардиган, или худи, или даже свободный пиджак – и будет совершенно другой образ.
На мой взгляд, главный тренд нового времени – любимая одежда. То есть это не когда 100 платьев, а всего 5, и тебе не хочется из них вылезать, потому что они и красивы, и уютны, и универсальны. Опять нужно задуматься о черном платье, возможно, не обязательно маленьком, но по тому же принципу – и в пир, и в мир.
Черное платье или полностью черный наряд – это вот тоже направление. Началось с того, что модные редакторы старой закалки вспомнили, как появлялись на людях только в черном – потому что он скрашивал дешевую одежду. Об этом качестве черного цвета можно вспоминать с умилением. И вот редакторы появлялись, как толпа ворон – в отличие от современных блогеров и модных журналистов, которые скорее походят на павлинов (даже если и в хорошем смысле).
Черное платье с черными колготками или черный свитер с черными джинсами – и белая обувь. Да, сейчас все помешались на белых кроссовках, но это не должно смущать, потому что из однотонной обуви белый все-таки самый интересный. Он яркий. Прекрасно выглядит на контрасте с черным.
Скоро в моде будет глянец. Лакированные вещи. Сумки, ботинки. Сейчас уже появилась такая обувь – классическая мужская форма, низкий каблук. Черные, или серебряные, или оттенка меди. Идеально с любой одеждой.
О длине и форме джинсов, кстати, стоит задуматься. Скинни, безусловно, великолепны, и они идут кому угодно, с какой хочешь фигурой (все предубеждения – ложь и самообман). Но все-таки надоедает носить одно и то же. Сейчас появились укороченные джинсы, но слегка расклешенные. Многие будут думать, что такая длина укорачивает ноги – но нужно всего лишь правильно подобрать обувь.
Джинсы, кстати, несмотря на то, что без них жить нельзя, надоели. Надо уже интересоваться брюками. Брюки особенно хороши, если они сидят свободно сверху, и чуть заужаются книзу. Спортивный силует. Сейчас так прекрасно кроят, что такие брюки здорово сидят на бедрах, и не появляется никакой лишней мешковатости.
В модных обзорах заметен ажиотаж на тему расклешенных штанов в стиле все тех же 70-х, но, если честно, это не самая комфортная одежда. Так что оставим это для тех, кто жертвует собой ради стиля и ради своей фотографии в модных блогах.
Магазины начинают вводить розовый цвет – и не hot pink, не фуксию, а именно классический розовый. Пока не очень ясно, станет ли этот оттенок популярным, но это уже мы говорим о моделях, в которых нет ничего подчеркнуто девичьего – никаких рюшей или бантов, строгие силуэты, спортивная одежда.
Но главное в том, что мы не очень много знаем о том, что на самом деле происходит в мире моды. Журналы и другие издания практически игнорируют датскую и шведскую Недели моды (хотя последняя только для закупщиков, но было бы желание – и туда можно попасть журналистам).
Еще есть Неделя моды в Аргентине – и это довольно интересно. Русские Недели моды в этом году тоже были очень неплохие – было чему удивиться в хорошем смысле. Особенно прекрасны грузинские модельеры – у них какое-то врожденное чувство цвета и склонность к удобной одежде. Они скоро выйдут на первый план – так что присматривайтесь.
Самые известные и богатые дома - это еще не вся мода, просто у них отличная рекламная поддержка. И это включено в цену. Нельзя, конечно, отнимать у них заслуги, но надо признать, что мода уже давно идет снизу вверх, а не наоборот.