«Уличная» мода более смелая. Хотя сейчас уже большинство известных модниц появляется в том, что им присылают дизайнеры перед новым сезоном.
И это направляет нас на горячую тему скандалов между «настоящими» модными журналистами, и «фальшивыми» блогерами.
Все началось примерно год назад со статьи Сюзи Менкес, модного критика The New York Times. Менкес — один из главных авторитетов мировой моды.
Она написала, что в свое время они, модные репортеры, стояли где-то в стороне от ковровых дорожек, и все поголовно были одеты в черное, и никто их не узнавал, и были они там исключительно ради моды, а не для собственного возвеличивания.
Но сейчас все изменилось. Блогеры не просто пишут о моде, критикуют, – они всерьез увлеклись тщеславием. Они тиражируют себя, они принимают дорогие вещи, они сидят в первых рядах.
Первый ряд — лучшим из лучших. Менкес его, безусловно, заслужила. И я даже могу понять ее возмущение, когда некий блогер едва из пеленок от какого-нибудь неизвестного датского бренда, вдруг смотрит прямо в лицо Наталье Водяновой на показе Валентино.
Сюзи вовремя написала свою статью, которая запустила цепную реакцию.
Потому что блогеры стали пресными. Они охотно принимают дары, но за это от них, разумеется, хотят лояльности. И те с удовольствием ее демонстрируют. Блогеры укутаны в тридцать слоев тончайшей воздушной, как натуральный шифон, преданности тем, кто вознаграждает их старания.
Блогеры стали скучными, потому что они все дублируют друг друга. Те же персоналии на фото и у Скота Шумана, и у Томми Тона, у Брайан Боя.
Но я бы на месте Менкес и сторонников немного сдержала пыл. Потому что если блогеры наскучили совсем недавно, то журналисты приелись уже давно. В газетных рецензиях раздражает эта сдержанность, и все эти намеки — угадывай, читатель, читай между строк, мне выкручивают руки отдел рекламы.
К тому же пока журналисты описывают моду подиумов, блогеры показывают моду реальную — людей с улицы, модников, чьи имена никто никогда не знал, но чей вкус удивляет и восхищает, и, конечно, самих себя.
Быть модником — это и работа, и искусство. Ты знаешь наизусть все вещи в сотне магазинов, ты роешься часами в винтажных лавках, ты тратишь время на то, чтобы примерять дома одежду.
И почему эти люди должны быть анонимны? И почему работа тех, кто их снимает, кто выкладывает все это в блогах и восхищается ими, должна цениться меньше, чем осторожные (хоть и очень профессиональные) мнения газетных авторов?
Я не читаю больше модные журналы. Все они — вчерашний день. Больше никто не ждет сенсаций спустя месяц — ты каждый день можешь найти их в интернете. Безумной красоты модная съемка в некоторых изданиях практически бесполезна. Да, это красиво, но это уже абстракция — там сложно что либо понять. А фотографии потрясающе одетых людей с улицы вполне утилитарны, как и сама одежда.
Боже, всего десять лет назад мы отсчитывали секунды до выхода свежего номера The Face. Сейчас его с успехом заменяет любой блог.
The Face, который я до сих пор вспоминаю с нежностью, был об альтернативной моде, моде улиц, закрытых ночных клубов, богемных кафе и баров. Все эти люди, конечно, терлись вокруг недель мод, но были анонимны. А теперь многих мы знаем если не по именам, то в лицо. И такие модельеры, как Вика Газинская, тоже могут примелькаться благодаря модным блогам.
Профессиональный мир очень закрытый. Здесь всегда высокомерие будет скрывать ревность.
Сейчас, вообще, эра любителей. Которые хотят обойти несправедливые законы жанра и среды. Ведь индустрия любит случайный выбор. Из двух лучших равных выберут одного. Ну, так уж кому-то повезет или не повезет.
А интернет, самодеятельность и рвение любителей дают шанс всем. А уже дальше — честный естественный отбор.
Блогеры кажутся опасными именно потому, что не играют по правилам. Блогеры избежали инициации и дедовщины, через которую проходит любой журналист, модельер или стилист. Их приняли сразу — потому что они приводят с собой аудиторию. У них есть своя паства, свой приход.
Церковь моды тоже не любит секты. И пытается обвинить их в жульничестве.
Но я не представляю свою жизнь без блогеров и без их снимков с недель моды. Это же самое интересное.
Мода меняется. Если честно, то дизайнеры уже давно беззастенчиво цапают идеи с улиц и модных блогов. Или даже у масс-маркет брендов — ну, как Эди Слиман для Saint Laurent, который просто взял и нахально скопировал весь Topshop.
И если уж мы обречены на бесконечное реалити шоу от моды, я лично хочу видеть в нем новые лица, а не одних и тех же персонажей, которые законсервировали свой стиль лет тридцать назад.
Честно говоря, писать рецензии для текста без картинок можно и сидя за своим рабочим столом. Это я про «реальную» прессу, которая не дает ничего большего, чем несколько слов сквозь зубы и фото 3х5 см с какого-нибудь показа.
Настоящая жизнь сейчас — только в виртуальном пространстве. Так что, парни, дуэль на карандашах отменяется. Побеждает тот, кто чувствует время.