Конечно, есть Милан, центр моды. Но это, возможно, единственное место, где одержимость модой и трендами более-менее ощущается. Более-менее, подчеркиваю.
Уже в Венеции все эти кварталы с «гуччи-прада-дольче-габбана» выглядят как те бесконечные сувенирные лавки с масками и веерами, мимо которых стараешься быстро прошмыгнуть, чтобы в глазах не рябило.
Надо понимать, что Венеция и Милан – это две «культурные столицы», это города безупречного вкуса, хороших манер, культуры, искусства, города, которые считаются самыми аристократическими и творческими.
Вот синьора из коммуны Каваллино-Трепорти, регион Венето, — баронесса. Причем не просто титулованная — ее семья все еще очень богата. Ей восемьдесят лет, она одета в скромный пиджак, плиссированную юбку, а на локте у нее болтается почти антикварная авоська Gucci, с которой она ходит на рынок.
Или еще одна гранд-дама из семьи богатейших негоциантов одевается во все черное, кожаная куртка, лохматые волосы – и так всю жизнь.
Кто тогда покупает бренды?! Ну, туристы.
В Трепорти есть небольшой магазин, где цены – максимум 60 евро (в среднем 30-40) – и вот там можно увидеть то, что будет продаваться в Европе через месяц. Или спустя полгода. Обычные вроде вещи, жизненные, и ты покупаешь с мыслью «эх, хочется чего-то локального, потреплю месяц и раздам», а потом оказывается, что это самые актуальные тренды, от которых все визжат.
Рядом с этим магазином – другая лавка, попроще. Стразы, пайетки, блеск и мишура на повседневной одежде. Такая обычная итальянская мода для простых людей. И в два раза дешевле.
На острове Лидо, где живут только богачи, люди одеты куда более элегантно — никаких стразиков. Но при этом пожилая синьора в «пожилом» костюме Chanel и с потрясающими жемчугами на шее выговаривает продавщице за то, что та не делает ей скидку на клипсы, потому что «она у них все время покупает, а 60 евро за это — чушь» (полная чушь, подтверждаю). И эта синьора в бешенстве, потому что это ее дом, ее остров, у нее тут, возможно, пять особняков – но она не дура, она не будет сумки покупать за десять тысяч евро и брошки, в три раза переоцененные. У нее своя жизнь, свой стиль – и ко всем этим магазинам с «прада-гуччи» он не имеет никакого отношения.
Вообще, шик по-итальянски – это бабушки в жемчугах, которые пьют кофе и разглядывают людей, это мужчины в красных брюках и бело-голубых рубашках, это костюмы от портного, это сумки, в которых никогда не узнаешь маст-хэв.
И эта такая прелесть локальной жизни (которая, правда, задает тон всему миру), что только тут полностью осознаешь, что мода – это хороший вкус и независимость.
Да, Рим может напугать обилием леопардового принта и блестящими камнями везде – на сапогах, футболках, юбках. Но независимость она даже в этом – в странном местном дурном вкусе, который и ужасает, и веселит. По крайней мере, во все эти фальшивые бриллианты и леопардовые платья женщины пихают настоящую неудержимую сексуальность, а не поддельную, как в родных московских ночных клубах. Она так оделась, потому что она вся взрывается, как хочет мужчину, а не потому, что снимает богача.
Италия – эта терра моды, она тут растет. Причем растут вовсе не дизайнеры, не эта высокая мода (или что там за нее выдают), а именно особенное настроение, ощущение красоты во всем – и в одежде в том числе. Это надо распознать. Редко когда человек приезжает в Италию и восклицает: «Боже! Какие все красивые!», если он только не бросился сразу же на Монтенаполеоне – там стильно. Итальянский стиль – это их жизнь, со всеми особенностями, со всей огромной античной культурой, которая иногда выглядит величественно, иногда пародийно (в варианте нуворишей), иногда даже нелепо (в деревенском исполнении).
Вы испугаетесь, если увидите инстаграм обычной сельской женщины, возможно, наследницы каких-то местных магнатов. Грудь, задница, позы «кошечки плейбоя». По сравнению с ней Ким Кардашьян – просто Хиллари Клинтон. Но здесь это нормально. Здесь бывшая порнозвезда живет в деревне, вокруг нее собираются мужчины, она замужем, у нее дети – она для них обычный человек, с одной стороны, с другой – звезда, куда большая, чем Карла Бруни.
Какая-то удивительная свобода жизни – даже с учетом католического влияния.
И все это – в моде. И в стразах, и в костюме от портного за пять тысяч евро. И в тех же стразах не больше пошлости, чем в магазинах Valentino – потому что это все части одного целого, одна земля, из которой они взошли. Нет пошлости – потому что нет пошлости чувств.
Я не понимала итальянский стиль, не понимала величие всех их модных домов, но жизнь в настоящей Италии, в деревне среди крестьян и баронов, которые ходят в одни и те же бары на аперитив, едят пиццу в одних ресторанах, слушают одни и те же лекции в университете, полностью меняет твои привычки и догмы. Тут сантехник может быть великим знатоком вин и Тинторетто. Тут у красоты нет возраста – о чем бы мы ни говорили: о зданиях или женщинах.
Все это и есть итальянская мода – а не бренды, показы, маст-хэвы и прочая шелуха, которую продают по всему миру. И эта мода – ей реально очень хочется следовать. Самое восхитительное – ее нельзя купить. Потому что красота жизни – у нее нет цены. В Италии ей пользуются бесплатно.