Японцы любят Финляндию. А я люблю японцев. Они сразу же создают настроение. Которое в Хельсинки в начале марта очень необходимо. Потому что там холод, снег и морской ветер. Поэтому финны тоже очень любят японский street fashion – иногда так оденутся и накрасятся, что финских девушек можно перепутать с японскими.
Но о ненастье скоро забываешь, надев теплый свитер и глотнув немного ялловино. Ялловино – это удивительный местный напиток, который разливают в бутылки, в которых у нас раньше продавали нарзан. Водка с коньяком. Звучит страшно, но это очень мягкий и щадящий алкоголь. Ялловино различают по звездочкам, но приличные люди никогда не пойдут в гости с трех- или пятизвездочным вариантом. Только одна звезда.
Гулять по Хельсинки очень приятно. Особенно весной, но зимой тоже здорово.
Во-первых, это удивительно красивый город. Такая оценка многих почему-то удивляет, но есть подозрение, что эти многие не продвинулись дальше аэропорта или ближайших к нему районов. Хельсинки – это дивный образец тихого северного ар-нуво, или югендштиля. Дома тут настолько красивые, что почти у каждого есть собственное имя – часто говорят не номер, а название.
Во-вторых, особенно после Германии, финны потрясают яркими красками и модами. Они очень стильные. И, кстати, симпатичные. Есть некое типичное клише финна и финки – белесые, с тонкими белыми волосами, нос уточкой... Но на самом деле больше русых, с высокими скулами, острыми носами очень привлекательных мужчин и женщин. Но и некоторые блондины просто дивно хороши – настоящие викинги. И (еще раз) после Берлина это праздник.
Люди в ярких джинсах, в джинсах с разводами (сейчас самая тема, и лучше, если они не просто какие-нибудь черно-белые, а ржаво-черные, желто-серые). Девушки в пышных мини-юбках, куда заправлена мужская клетчатая рубаха. И на голове – какой-нибудь ободок с бантом. Нормальное сочетание цветов – лимонная куртка, здоровенная сумка-мешок цвета лайма и ярко-розовые кроссовки.
Причем так одеваются и явно увлеченные модой молодые люди, и обычные пожилые финны – им на моду как-то немного наплевать, но они веселят себя этими неунывающими расцветками.
На улицах, кстати, очень много готов – людей в черном, с многокилометровыми цепями, в кроссовках и сапогах на высоченной платформе. Среди бела дня.
Если вдоволь порыться в Интернете, то услышишь множество откликов из серии «ну и фрики!» или «финская мода – это не только странные люди, но и качественный кэжуал».
Да, конечно, в Хельсинки нередко одеваются странно, но странно – это и весело, и занятно, и, главное, есть ощущение, что это настоящие свободные люди, которым ничего не мешает самовыражаться, не будучи при этом, конечно, похожими на Катю, извините, Лель. У них нет этой скованности из серии «а что люди подумают».
Возникает ощущение, что в городе круглый год то ли Хеллоуин, то ли еще какой праздник. И назовите хоть одну причину, отчего это плохо.
Финны вообще чувствуют себя очень свободно в окружающем мире. Особенно женщины. У них и президент, и премьер, и даже глава лютеранской церкви Хельсинки – женщины. В самолете из Хельсинки в Берлин я сидела рядом с женщиной лет сорока пяти. Такая немного гламурная блондинка. Мы обменивались журналами. Я ей английский Instyle (потрясающий), она мне – германский Madame (очень творческий). Разговорились мы почему-то за десять минут до посадки, но, как это бывает у девушек, успели обменяться большим количеством информации. Она сказала, что сама из Берлина, но тридцать лет живет в Хельсинки, едет сейчас к родителям. И что Финляндия – лучшее место для женщин. У них там есть все – любые права и свободы.
Это в атмосфере. Женщины расслаблены. Они не боятся остаться без мужа, без мужа с ребенком, вообще мало чего боятся. Хотя вековые традиции насилия над мозгом еще в силе – знатоки уверяют, что матери там точно так же третируют дочерей, как и в России. Но президент при этом – женщина. И премьер. И глава церкви. Может, знатоки ошибаются.
Но, кстати, в отличие от Европы и, например, США, в Финляндии довольно рано выходят замуж и рожают детей. Не повсеместно, но все же ближе к России, чем, например, к Германии. Там семейная пара с детьми до тридцати – настоящая сенсация. В Хельсинки же девушкой лет двадцати четырех с ребенком никого не удивишь.
А еще финны – лютеране, и это чувствуется во всем. Даже мой новый знакомый Паси, богема и язычник, как он сам себя называет, и тот образец чистого протестантизма. Даже перепившись в усмерть, он все равно уберет со стола, вымоет посуду, подметет крошки с пола.
У Паси одни-единственные черные джинсы. И три майки. И кожаная куртка, которой больше двадцати лет. Это его принципы. Он стильно выглядит и всегда очень аккуратный, но финны – они такие, думают об окружающей среде, о перепроизводстве. Даже самые яростные модники, независимо от дохода, предпочитают либо секонд-хенд, либо благотворительные магазины. У них такое мнение, что одежды в мире и так слишком много. Многие роются на чердаках родителей и прародителей, носят сумки и пальто своих предков.
При этом большинство разбирается в моде, любит, как искусство, высокий стиль от Сони Рикель, Мартина Маргеллы, Comme des Garcons. В Хельсинки популярна Chanel – если девушка и покупает дорогую сумку, чаще это будет Chanel (классика), YSL. Еще тут очень популярны модные в Европе рюкзаки – с одной небольшой разницей, что финны любят огромные сумки. Не просто большие, а правда огромные. Не сумка, а мешок – всех возможных фактур и цветов. Или винтажные портфели вроде тех, что делает итальянская марка Bridge Leather.
Все это очень возбуждает, и не только потому, что по улице ходишь, открыв рот, но и оттого, что здесь сразу становится ясно, как и для чего живут люди. У них есть основа и смысл.
В Скандинавии есть и некоторое ощущение обособленности. Стилистической. С одной стороны, в местном Stockmann можно найти все что угодно – любую известную марку из глянцевого журнала, но в Хельсинки понимаешь, как успешны эти северные страны. Множество шведских, датских, даже финских марок. При этом их ничуть не беспокоит, что происходит в «большом мире», который свихнулся на гламуре, консюмеризме и безудержной и бессмысленной роскоши.
Но если датская и шведская модная индустрия – это правда «вау», то финская пока на низком старте. Много лет было известно только о Marimekko – это и дизайн для дома, и вещи от разных модельеров. Но классический финский дизайн пока еще очень «бабский». Есть ощущение, что все это для тетенек.
Потому что еще лет десять назад финны одевались очень плохо. И это у них сейчас бум. А раньше были такие скучные ребята.
Теперь у них есть IVANAhelsinki и Limbo – очень веселая марка, посещение магазина обязательно, и еще какие-то бренды, но, откровенно говоря, все это не сильно возбуждает, да и сами финны предпочитают шведские, датские бренды или все тот же винтаж.
В Stockmann (Aleksanterinkatu, 52B) зайти надо обязательно – хотя бы ради того, чтобы почувствовать разницу. Там прекрасно все – и отдел музыки/кино, отдел журналов потрясает воображение – есть издания для любого хобби, только про татуировки отдельный стенд, а на женском этаже в середине зала – дорогие марки (раз в сто при этом дешевле, чем в Москве), а по кругу вдоль стен – демократические, где можно найти много чего интересного.
Еще популярны Kamppi, Forum и Aleksi13, но лично на меня они не произвели огромного впечатления. Зато там можно отлично сторговаться и, например, третьи джинсы получить практически бесплатно. Моллы неплохие, но скорее для любителей более сдержанной одежды. И, кстати, что прекрасно, во многих магазинах есть большие размеры – в Финляндии нет бойкота толстякам.
Но самое прекрасное в Хельсинки – это небольшие мультибрендовые магазины с какой-нибудь необычной одеждой. На Aleksanterinkatu, 48, – Weekday, где много самых популярных джинсов Cheap Mondey, а также собственно марка Weekday и некоторые дизайнеры, например из Японии, которые сочиняют для них модели. Рядом, дверь в дверь, потрясающий магазин MONKI, чьи витрины хочется облизывать – настолько у них необычная, забавная и радостная одежда. Это просто обязательно к просмотру.
Еще финны любят Carlings, но бренды там довольно ординарные, типичные скорее для финской моды десятилетней давности. Но и тут можно выискать что-нибудь хоть и базовое, но милое.
Один из самых популярных магазинов – Beamhill, их несколько, тут надо искать тот, который вам ближе. Это мультибренд, где, конечно, есть и Cheap Mondey (эта марка, кажется, есть везде), но и много неизвестных, но интересных имен. Тут недешево, но обязательно в каком-нибудь углу будет распродажа.
Замечательное место – Bisquit Stash на Pursimiehenkatu, 3. Так как для финнов мода – это и часть национальной идеи, и искусство, то в некоторых магазинах совмещают и то и другое. Bisquit Stash – это и одежда, и галерея, где можно посмотреть на какое-нибудь современное искусство.
Другой магазин в том же духе – Helsinki 10. Тут такой набор как известных имен, так и винтажа, начинающих дизайнеров и всяких занятных штук. Он находится на Eerikinkatu, 3.
Кстати, для тех, кто первый раз в городе, в центре, на Северной Эспланаде, 19 (Pohjoisesplanadi, 19), есть справочное бюро. Бесплатное и дружелюбное. Там можно узнать что угодно – от адреса магазина до места ближайшего туалета. Мы, например, узнавали, где купить некий старый фильм об одной из русско-финских войн. Кстати, напротив, на самом бульваре, есть фантастическое кафе «Эспланада» в стиле ар-нуво. Туда надо идти, чтобы оценить талант местных архитекторов начала века и вкус здешних пирожных.
А потом на обед надо непременно зайти в магазин и кафе Fazer на Glogatan, 3. Это и удовольствие, и история. Оттуда нельзя уйти, не попробовав знаменитый карельский пирожок – это такая открытая выпечка из теста вроде черного хлеба с кашей внутри. Вкусно изумительно – и преступление, что у нас их печет один Максим Сырников.
Обидно лишь то, что уезжать из Хельсинки не хочется совершенно – это необыкновенно дружелюбное место, где очень хочется если не жить, то остаться на день... на неделю... на месяц... Город дает ощущение удивительного спокойствия и надежности, от тебя будто отваливаются всякие комплексы и предрассудки, а тот, другой, «большой» мир с гламурными дивами, суетой и брендоманией кажется просто нереальным.