Сисси – это ее домашнее прозвище. Попавшая с просторов Баварии в душную Вену, с вечно занятым мужем, с отвратительной свекровью, она считалась чуть ли не бунтаркой. Что немудрено в нафталинном окружении.
Ее оттирали от мужа, от детей. Все ждали от нее сына, а она рожала девочек. И даже когда она родила наследника, то ее вообще отстранили от него, якобы чтобы воспитывать из него императора. Ну и воспитали – доведя дело да Майерлингской трагедии.
Ее муж – император – не пускал ее в политику, хотя сам довел дела до довольно печальных. Потом он стал замечать, что во время путешествий императрица Сисси производила всегда очень приятное впечателение на людей, народы и страны. Он даже пытался через нее уладить отношения с Италией, где австрийского императора не жаловали. Помогло, но не очень.
Ей удалось все-таки добиться взаимодествия Австрии и Венгрии. И она любила свой венгерский народ и венгры любили ее.
Императрица-нонконформистка стала хорошим пиар-проектом для всей пыльной монархии – душевная, красивая, в дурных отношениях со свекровью, которая сыграла важную роль в подавлении венгерского восстания. Ее недолюбливали при ее же венском дворе за излишние симпатии к Венгрии. Она учила язык венгерских подданных, проводила там много времени между своими путешествиями.
Она была самым приличным персонажем во всей этой австро-венгерской истории и она сильно очеловечила миф о прекрасной эпохе. Облагородила. Немудрено, что ее облик до сих пор – визитная карточка, туристический аттракцион, ностальгия по величию. Персонифицированная идея просвещенной монархии с человеческим, насколько возможно, лицом.
Убили, значит, императрицу нашу, закололи заточкой анархисты. За одно это, конечно, всему анархизму гореть в аду. Эстетика анархизма полностью противоположна эстетике Австро-Венгерской империи со всеми ее дворцами, уверенностью, шиком и балконами, которые потом истоптал Шикльгрубер со своим Аншлюсом.
Но чем дальше по коридору истории, тем Австро-Венгрия стороннему потребителю кажется милей.
Самих же австрийцев с маркетинговой точки зрения миф стал утомлять – все эти парики и конский навоз на рельсах. Судя по тому, что они начали подчеркивать как раз, что Вена – современный город, говорить про высокие технологии там что-то, про молодую музыку. Roll Over Mozart, короче.
Не знаю не знаю, может, им и надоело за столько лет, но ведь мы-то только вошли во вкус прекрасной Вены и не менее прекрасного, но обшарпанного Будапешта. Ну, а какой русский не любит медленного отдыха на Мондзее, Вольфгангзее и заодно на родине Сисси - на Тегернзее? И греет душу бесконечный консерватизм всего этого зальцбургского праздника. Если бы кончено не пошлятина - конфеты «Моцарт».
Лучше всего Елизавету - Сисси играла Роми Шнайдер, которая тоже прожила драматическую жизнь с трагическим финалом. Он была актрисой с завораживающим лицом и с подонком-любовником, который и довел ее до смерти.
Образ Елизаветы вообще очень притягателен для авторов кино и литературы. Она фигурирует в двенадцати кинокартинах и даже в паре мультфильмов (например, сериал Princess Sissi). Про нее существует мюзикл Elisabeth, который впервые поставили в моем любимом венском театре – Theater an der Wien. Он вполне органично подошел к такому спектаклю про мятежную императрицу – он сам сильно выделяется среди местных театров аванградностью и продвинутостью.
Отличился тут и Карл Лагерфельд, мужчина с вечно спрятанными за темными очками глазами. Он снял новый ролик (сам он называет это “фильмом”) для Chanel – “Реинкарнация”.
Фильм этот для нас, любителей старой Вены и Тироля, взбудораженных непокорной Сисси, просто какая-то пощечина. За почти восемь минут экранного времени Лагерфельд сделал все, чтобы миф об Австро-Венргии превратить в парад политкорректной бредятины (хотя я полностью за защиту любого слабого звена в обществе) с американским акцентом.
Сюжет простой – в некоем подобии австрийского, а точнее, зальцбургского отеля собираются различные персонажи, имеется и обслуга, которая в какой-то момент оказывается реинкарнацией Сисси, а черный парень вдруг тоже оказывается - реинкарнацией молодого Франца Иосифа, Францля.
И дело даже не в том, что они все тут говорят по-английски. Оскорбление памяти Елизаветы начинается с первых же секунд ролика – с крика «Никакого пива! Еще слишклм рано!» Вы можете себе представить, чтобы в германоязычных странах, в Австрии особенно, у кого-нибудь язык повернется такое сказать? В странах тотальной пивной культуры, где в отличие от американцев, никого не волнует, когда человек заказал себе поллитра-литр пива. В 6 утра, в 8 или в 2 часа ночи? Бред какой-то.
Тут, конечно, среди посетителей объявляется взрослая лесбийская пара (для баланса) в традиционном трахте (это не то, что вы думаете), маленький блондин – намек на убиенного сына Сисси Рудольфа. Джеральдина Чаплин, у которой от таланта одна фамилия, похотливо заглядывается на черного парня у лифта.
Потом окажется, что весь фильм снят только ради его пиджака, так называемого iconic jacket by Chanel. Именно он, в исполнении Фарелла Вильямса, потом наденет чуть ли не императорский мундир Австрии, а сам он – Франц Иосиф Первый, а официантка Кара Делевинь станет Сисси. И они вдвоем заспивают некое подобие самой мерзкой американской попсы песенку, которую Фарелл написал для этого проекта - CC The World. При этом игра слов такая – CC (си-си –Coco Chanel), Сисси – императрица, и припев See See – «увидеть увидеть».
Ну это при всех симпатиях к юному актерско-модельному составу уже просто ни в какие ворота. Всем понятно, что у Chanel самые большие продажи на Америку, но так укладываться под Матушку-Америку Лагерфельду просто стыдно. Или не стыдно. Короче, не смотрите этот ролик, он вам нарушит представления о прекрасном. О старой прекрасной Австро-Венгрии с Баварией и, может быть, еще и с Южным Тиролем. Даже если император Франц Иосиф Первый был, собственно, черным рэппером.