Правда, Independent пишет в статье, что в живых осталось еще 100 ветеранов, большинству из которых минимум 88 лет, и не все доживут до следующего награждения. Но лед тронулся – кстати, это летнее награждение стало еще одним сигналом к тому, что российско-британские отношения не так безнадежны, как об этом любят тут поговорить.
А нас дома всегда была книга «Реквием каравану PQ-17» Пикуля. Можно как угодно относиться к писателю Пикулю. Но семья была военно-морская, хотя я знаю, что и многие сегодняшние мужчины, которые выросли при брежневском застое, ее читали. Потом уже нет. Никто и не читал. Сейчас – спроси – что такое PQ-17 и почему по нему надо было играть реквием? Никто и не ответит.
При этом сейчас полно информации – любой из любого угла интернета. А «в наше время», как говорят старички типа меня, - никакой особенно информации не было. Вы почитайте учебники истории тех лет. Тогда вы поймете почему все выросли с ощущением того, что «союзники» - то есть Британия с Америкой – вступили во Вторую мировую войну с открытием второго фронта.
И открывали они его долго и практически поздно. Это то, что нам говорили учителя. Хотелось бы увидеть живых учителей, которые говорили бы что-то другое. До вопроса «а чьей была Брестская крепость» мы даже не додумались, и про парад в Брест-Литовске и знать не знали.
И про линкор Royal Oak, потопленный нацистской лодкой из Киля в проливе Скапа примерно в то же время с 800 моряками на борту. Ну, а 100 тонн бомб, сброшенных на 16 британских городов с сентября 1940 года (это же чуть раньше, чем июнь 1941) превращалась в «несколько случайных бомб, сброшенных на Лондон». Ну да ладно, нам бы со своей историей разобраться.
Но что касается 22 июня 41 года – буквально спустя несколько недель после вторжения из Британии пошел первый конвой РQ-О («Дервиш»). В его составе был авианосец «Аргус», на борту были боевые самолеты Hurricane, которые стали основой 78-го авиаполка ВВС Северного флота.
Затем британский Военный кабинет решил отправить в Россию еще 200 истребителей «Томагавк». Из них 140 будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 – из числа заказанных в Соединенных Штатах.
Любопытно, что при всей сегодняшней выплескивающейся ненависти к Англии со стороны местных псевдоинтеллектуалов, которые ищут в истории России кроме традиционно сионистского заговора, когтистую лапу Британии, именно Британия начала поставки вооружения СССР. Именно потому, что британцы на себе уже ощутили, что такое остаться один на один с Гитлером.
И даже объятья взасос комбрига Семена Кривошеева с нацистами в Брест-Литовске не дало возможности англичанам отказать СССР в немедленной помощи. А вот в Америке как раз 55% населения высказалась против помощи – как раз памятуя предвоенную любовь коммунистов с нацистами и подписание договора о дружбе и ненападении 39 года.
Тем не менее, в октябре уже был подписан трехсторонний договор. В протоколе были зафиксированы потребности СССР в различных видах вооружения, военной техники и материалов, возможности Англии и США в их удовлетворении. Сумма в долларах, как стоимость запрашиваемого в протоколе, не оговаривалась.
Про подход американцев и англичан в деле помощи СССР есть примечательный факт - А. Гарриман, инструктируя делегацию от США, повторял: «Давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, никаких мыслей о получении чего-либо взамен».
Кстати, по условиям ленд-лиза погибшая техника не оплачивалась. Первые месяцы ленд-лиз оплачивался наличным золотом. А затем Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны.
Грузы, которые шли через Мурманск, везли британские суда – из Британии конвои маркировались PQ обратно QP. Этим путем с 41 по 45 было поставлено 3000 самолетов Hurricanes плюс других самолетов (в частности для военного флота – именно поэтому доля ленд-лизовских поставок в авиации советского Военно-морского флота превышала 20% - 2148 самолетов).
Английские моряки доставили пять тысяч танков, пять тысяч противотанковых орудий, четыре миллиона тонн боеприпасов и лекарств наравне с продуктами, а также пятнадцать миллионов пар обуви. Обратно суда везли золото для оплаты Америке. Суда шли в обход Норвегии, которая была оккупирована нацистами в те месяцы, когда льды можно было преодолеть. На них шла охота – в частности, этим занимался линкор «Тирпиц» и самолеты немцев.
При этом были серьезные потери – например, конвой в мае 1942 PQ-16 из 24 кораблей потерял восемь, и два были серьезно повреждены. Шесть было потоплено авиацией и одно судно подводной лодкой.
Но самым катастрофичным, конечно, был именно конвой PQ-17. Вышедший 27 июня 1942 года он подвергся атакам немцев в течение недели – и в результате из тридцати пяти судов погибло двадцать четыре. Черчилль назвал этот рейс «самой печальной страницей в морской истории всей войны». Оставшиеся суда довезли до Мурманска 6000 тонн грузов. Советский посол в Лондоне Майский обвинил во всем британских адмиралов.
Гитлеру доложили, что конвой практически полностью уничтожен и северный путь перекрыт.
Действительно – августовский рейс был отложен, и сообщение возобновилось с сентября 42 года. Деталь – то, что так или иначе доставлялось в осажденный Ленинград, было с британских конвоев. Правда, в моем учебнике истории почему-то про это не упоминалось. А зря – мне интересно, у меня мама блокадница.
И уже не прерывалось до 1945 года, хотя каждый раз немецкие суда и авиация нападали на конвои. Одно из этих нападений на конвой JW-51B вошло в историю войны как «битва в Баренцевом море», когда конвой, который вез 11000 авиационного топлива (дело в том, что огромное количество высоокооктанового топлива для боевых самолетов СССР было получено именно по ленд-лизу, всего полтора миллионов тонн – из Британии, США и Канады), 220 танков, 2046 единиц транспорта (всего СССР получил 427 386 автомобилей), 87 истребителей, 33 бомбардировщика. Кстати все 14 торговых судна достигли Мурманска. Последний конвой JW 67 пришел в Мурманск 20 мая. Их было всего 51.
Я часто думаю об изгибах человеческой памяти. Вот я публикую в ФБ памятник, который стоит в Америке, людям, которые работали над воздушными мостами ленд-лиза. И люди пишут – мы ничего про это не знаем. И самая сообразительная представительница нынешнего среднего класса пишет «Знаю, что грузы перевозились, дип.почта, дип.работники, погибло немало».
Вот так – дип почта. Миллионы тонн одной диппочты. Как интересно.
Я понимаю, когда общественное сознание, смазанное нефтяными незаработанными деньгами, вытесняет память о том, как оно жадно давилось ножками Буша, выдранных с пустых полок московских магазинов. Теперь это кажется так унизительно - фи.
А вот что насчет героизма и славных страниц истории? Общей истории, на которую ни у кого нет монополии?
Поэтому странно, что новость про награждения первым лицом России двадцати ветеранов из Британии, которые внесли посильный вклад в великую победу, заметили только весьма официальные сайты.