Вот только решишь изложить, почему к ним в Европе относятся как… ну как относятся, как будто на сцену вываливает казачок с плеткой, который, наверное, просто не захотел заплатить за поход в BDSM клуб, где профессионалки тебя обслужат и наручниками, и нагайкой, и страпоном.
И тем не менее. Тут народец с нескрываемой завистью следил за развитием карьеры коллектива, который почему-то называет себя панкерским, что для панк музыкантов реально оскорбительно. Или было бы оскорбительно, если панкам не было все по барабану.
Кстати, попытка представить панк-рокеров бандами, не умеющими играть и петь отморозками, она тоже убогая. Расскажите это Нине Хаген или Джонни Роттену с покойным Джоуи Рамоном. Тут мы имеем дело совсем не с панками и не с музыкой, понятно дело.
Если честно – мне до сих пор странна та ненависть, с которой миллионы интернет- хомячков отслеживают перемещение выпущенных из тюрьмы девушек по белу свету и Сочам, и та страсть, с которой подсчитывают их миллионы, которые никто в глаза не видел. Были бы миллионы они, наверное, хоть одевались бы получше, что ли.
Видать, чем-то они постоянно задевают высокодуховную публику. Или это просто проекции и эмоции, субституты типа – ободрал тебя гаишник на дороге, ты ему ничего не можешь сказать, а вот Pussy Riot, они, конечно, конченые твари, ату их.
Ну в 76-м граждане били морду Sex Pistols, потому как Тэтчер была недоступна. А они такие: «Боже храни королеву и ее фашистский режим!». И на майке – внятная такая свастика. Ну, что ж, сарказм, литоты и контрадикции не для бедного мозга простых граждан.
Но в культурах, где писалось «Как важно быть серьезным» (хоть автора тогда и посадили), даже простые граждане привыкли, что их музыка лучшая, в том числе и занудный «Пинк Флойд», и вечно красный Билли Брэгг (в трансатлантическом варианте на обоих фронтах - Нил Янг). И публику уже приучили к простому действию – не понимаешь – отвали.
Тут на местности еще многие возмущаются, что за PR вписываются герои их молодости – Пол Маккартни там, Стинг, Мадонна. И когда в их небольшом мозгу взрывается некое мнимое противоречие, они стараются обесценить своих бывших кумиров и твердят, что «старик Макка совсем сдал», «Мадонна – дура», а Стинг вообще толстозадый поц. Иначе трудно себе объяснить, почему настоящие музыканты так бурно реагируют на задержание и пытки тюрьмой музыкантов ненастоящих. А все очень просто – западные рок-музыканты, как правило, люди весьма либеральных и либертарианских взглядов. Вплоть до тотальной левизны. Это для нас левизна - это упоротый Маркс с не менее подозрительным Энгельсом, не говоря уже о банде Ильича. А для них левая идея - это больше про справедливость и отсутствие цензуры, например.
И не надо сказок про зажравшихся миллионеров от бас-гитары – они всегда были такими. Потому что рок-н-ролл - он про свободу, а не про деньги.
Поэтому самые знаменитые из них устраивают благотворительные концерты – например, в помощь Бангладешу, как Харрисон с друзьями. Кстати, именно их немотивированность капиталом позволяет потом этим деньгам пропасть – я имею в виду историю с Concert For Bangladesh. Или для голодающей Эфиопии замутить трансляцию на весь мир, как сделал на Live Aid лидер группы Boomtown Rats Боб Гелдоф (группа вполне ассоциировалась с панк-движением, кстати).
Рок-музыканты, особенно высокого полета, - люди, как правило, порядочные и с обостренным чувством справедливости, многие из них на дух не переносят машину подавления чего бы то ни было и поэтому вписываются в проекты типа «Освободим Тибет», в концерты Amnesty International и так далее. Много благотворительности. Тот же самый Нил Янг собирает концерты в поддержку школы для детей с дефектами развития, а там такой line up, что Вудсток-3 нервно курит траву.
Эти люди всегда реагируют на то, что где-то творится несправедливость. И особенно когда винтят музыкантов.
Им неприятно, когда за шоу тащат в кутузку.
Многие из них на собственной шкуре знают, что такое приход ментов с целью сорвать, прикрыть и тд. Sex Pistols снимали с катера на Темзе наряды полиции в 1977, и из этого получился отличный клип, кстати. Но они тогда были почти никто.
А вот Beatles, в составе которого некто Сэр Пол имел честь поигрывать, был в самом мировом сиянии вселенской славы, когда на крыше их собственного здания на Saville Row, их концерт на открытом воздухе в рамках съемок фильма Let It Be был невежливо пресечен нарядом лондонской полиции. Так что все эти истории у музыкантов в памяти.
И они точно знают, что общество, где сажают музыкантов, это какое-то странное общество. Им сказали музыкантов – значит музыкантов. Они ж в политику не очень лезут, как и полагается анархистам - пофигистам, со странами они не борются. Но коллегам помочь – всегда. Особенно, тем, про кого пишут все газеты мира. Поэтому они встречаются с угнетенными, пишут петиции, поддерживают деньгами. И в этом есть сермяга. Хотя их наивностью пользуются самые разные люди, которые хотели бы выглядеть важней, чем они есть. Или просто жулики.
На севере Европы к этому еще и присовокупляется протестантская этика, которая впитана даже теми людьми, которые не ходят ни в какую церковь. Именно та этика, которая в новых условиях говорит о том, что меньшинство надо защищать от большинства – так собственно отыгрались события Реформации, когда протестанты были жестко угнетаемым меньшинством.
Поэтому шведы принимали курдов, поэтому в Финляндии принимают загорелых парней из разных неблагополучных стран и тд. Поэтому в Данию приглашали жить и работать все питерское арт-подполье и музыкантов в рамках «Некст Стоп Совьет». А уж в Норвегии кого только нет.
Вот питерские почти все уже вернулись из Орхуса, да Копенгагена. Потому что жить – да, но ведь надо еще и работать.
Лучше же быть подавляемым гением в питерском болоте, чем безвестным пахарем в полях, но с европаспортом.
А пока меня удивляет и то, что вроде бы «настоящие» - то есть анонимные PR, объявили, что Толоконникова +1 ни в коем случае не являются Pussy Riot, а клип на Pitchfork’е уже вышел через день после нагайки под брендом PR? И с цитатами из «Солнце встает над городом Ленина» группы «Странные Игры», хотя может быть они, конечно, никогда про братьев Сологубов и не слышали.
Что-то мне этот чёс в стиле пятнадцати «Ласковых маев» и двадцати «Миражей» тоже кажется странным.