Поддерживая смелых и умелых братьев-греков

В контексте Греции сегодня принято говорить исключительно о демонстрациях, долгах, разгонах, кредитах и побоищах, традиционно устраиваемых афинскими студентами-анархистами. А ведь есть греческие символы, куда более позитивные. Например вино.

Раньше мне казалось, что греческие вина – предельно понятны и безнадежно просты. Но, оказывается, это совсем не так потому, что греки – люди разные, люди своеобычные и греческие вина им под стать. Чтобы это прочувствовать, шапочного знакомства явно недостаточно – стоит копнуть поглубже, иначе Греция так и останется банальным курортом, греки – расслабленными любителями исключительно приятных времяпрепровождений, а греческие вина – напитками странно невкусными, которых лучше сторониться не то, что в радости, но даже в печали... То есть, у меня так и было.

Прочитав где-то о том, что древние греки знали 150 сортов винограда и сотни сортов вина, среди которых за пределами страны были весьма известны: критские, аркадские, алонийские, кипрские, родосские, коские, санторинские, книдские, фасосские, хиосские вина, я подумал: «Ого! Интересно бы попробовать!» При этом, пропустив в винной школе лекцию по греческим винам и дегустацию, я, перепрыгнув тысячелетия, по наивной инерции продолжал надеяться, что все эти сказочные греческие вина существуют и поныне. Но случайно пригубив «нектара» в Греции и в Москве на презентациях то ли оливкового масла, то ли еще чего-то, я вернулся в современность и, отличая хорошее вино от не очень хорошего, – зарекся. Больше – ни-ни. Потому, что обидно. Это ведь самодеятельность какая-то и совершеннейшая безыскусность с ароматом раздолбайства и выраженными нотами пофигизма. Помню, еще тогда мне подумалось: странно, вроде бы страна с исконными винодельческими традициями, мифами и прочей дионисийской атрибутикой, а такое позволяет себе. И главное – зачем? Это ведь – пустая трата сил и средств для производящего и разочарование для потребляющего. Несчастье, чесслово!

Перед тем как отправиться этим летом в Грецию, я все-таки справился у винного эксперта (того самого, лекцию которого по винам Греции я некогда прогулял) относительно того, что из вин стоит, например, попробовать на Корфу, и получил вразумительный, вернее, вразумляющий ответ: на Корфу вино еще не научились делать, посему лучше приобретать что-то из других регионов. Более того, добрый человек выдал мне целый список имен хороших производителей. Я записал их… и благополучно оставил список дома. В результате я очередной оказался в Греции один на один с буквально морем греческого вина. Все попытки угадать хорошее, интуитивно прочувствовав ауру вина, расшифровав и осмыслив хитрые греческие буквы и названия или определив его качество, ориентируясь на художественные решения этикеток, – результата не дали. Это был провал. Однако я не оставлял попыток, используя метод проб и шибок. Но он не сработал.

Василий Шомов

Журналист, главный редактор журнала "Аэрофлот Premium", автор романа Presstrip. Родился в Москве в 1960 году, по образованию врач, любит путешествия, песни The Beatles и бульдогов. Интересуется культурной антропологией. Любимое изречение: «Мы помещены в мир, который накладывает на нас обязательства» (Ларс Свендсен).

Несколько разных бутылок вина, купленных в магазине рядом с отелем за 12–15–20 евро и содержавших в себе плохое кислотно-горьковатое белое и тяжелое, странно пахнущее, ершисто-грубое красное, совершенно обескуражили. Как же так? Это ведь – Гре-ци-я! Земля, где вино – не просто вино, а лекарство от страданий и несчастий, средство, дарующее исцеление печалей и забвение тревог. Где он, этот божественный напиток, благо и дар? Где эта амбивалентная субстанция, подобная жидкому огню, – опасная и одновременная благотворная… Где, так сказать, индуктор, способный вдохновить на «симпозий» – дружеское застолье с вином, поэзией, музыкой и беседами, так сказать, центральный институт древнегреческой культуры? Где? Может, я что-то неправильно делаю? Может, я веду себя по древнегреческим меркам, как варвар и скиф, пьющий чистое неразбавленное вино?

Ладно, опробую древнегреческий подход. Открываю еще бутылку, разбавляю, припадаю к бокалу и жду чуда вина… Но вино, смешанное с водой, сначала по «древнегреческим правилам»: 3 части воды +1 часть вина, а затем с поправкой на современные, менее сладкие греческие вина – в равных пропорциях, не становится лучше. Процедура не добавляет ему вкуса, а мне – радости. После него меня почему-то не тянет ни на чтение стихов, ни на пение, ни на игру на кифаре. Вино вообще не пьется. Пропорция, вероятно, не та! Или я не тот… А может, для древне-греческого веселья расписной сосуд-кратер нужен и большая компания? Понимаю, что надо бы купить на пробу еще пару бутылок, хотя бы из соображений поддержать братьев-греков в кризис и все-такое. Но они не поддерживаются – греческая винодельческая продукция окончательно и бесповоротно оказывается вытесненной из моего отпускного винного листа итальянской, благополучно приобретаемой в местном супермаркете…

Согласитесь это – неправильно. Быть в Греции, но пить итальянское – глупее трудно что-либо себе представить. Пока я пребывал в приятнейшей компании итальянских вин, в голову пришла простая и не слишком обнадеживающая мысль о том, что древние и современные греки – разные греки, у которых разные греческие вина. Совершенно разные. Прежних вин уже нет, новые – сомнительны, о легендах и мифах Древней Греции надо забыть, и вообще, рассчитывать тут не на что.

На этом я мог бы поставить точку, если бы не оказался недавно на дегустации «Мифические вина Греции», проходившей в странном месте – ресторане баскской кухни в одном их новых московских шопинг-молов. Скажу честно, я шел сюда неохотно, с легким чувством досады на себя за то, что пообещал прийти. Каково же было мое удивление, когда уже первые образцы белых вин были не просто удобоваримы, но даже весьма приятны. А красные – и вовсе достойны и убедительны!

В Москву эти, совершенно не мифические, а вполне реальные вина привезла группа греческих виноделен Inos, представляющих вина более 10 хозяйств из разных регионов – Северной, Центральной Греции, Пелопонесса, Крита и островов Эгейского моря. На картинке главные винные регионы отмечены красным цветом.

Тут было все, как собственно и должно быть в Греции: интереснейшие яркие местные сорта винограда и мастерство виноделов, умелые ассамбляжи и тонкие нюансы аромата, стиль и современные приемы винификации.

Про белые. Вино из Северной Греции хозяйства «Зинос» из уникального сорта Дебина 100%, выращиваемого на высоте 700 метров выше уровня моря, удивило легкостью, ароматом белых цветов и приятным вкусом; критское с винодельни «Алексахис» из старейшего критского сорта Видано 100% впечатлило свежестью, интересным фруктовым грушево-инжировым ароматом и вкусом; полопонесское вино «Матиния» хозяйства «Целепос» из сорта Мосхофилеро 100% (клон Гевюрцтраминера) несмотря на некоторую горчинку во вкусе, буквально сразило ярким, почти парфюмированным букетом; санторинское белое «Ктима» винодельни «Агирос» из 100% Асиртико проявило себя ровным, сдержанным, элегантным и хорошо сбалансированным и благонадежным.

Про красные. Первый образец – критское «Мирабело» винодельни «Медитерра» из винограда Коцифали и Мандилария почти реабилитировал греческое виноделие в моем сознании. Совершенно того не ожидая, я вдруг уловил в аромате подлесок, черные ягоды – винные, добрые ароматы! Мало того, мне понравился ровный вкус этого среднетелого вина и его умеренные танины. Пелопонесская винодельня «Скурас» совершенно поразила вином «Мегас Инос» – ассамбляжем сортов Агиоритико и Каберне Совиньон с сочным густым темно-красным цветом, роскошным ароматом черных ягод, спелых фруктов, приятной кислотностью и нотами черного перца во вкусе. Винодельня «Лафазанис» с Пелопонесса взбодрила обонятельные и вкусовые рецепторы вином очень хорошего уровня из сорта Агиоритико – сколь ароматным, столь же солидным – мягким, ровным с бархатистыми танинами. Довершили дело замечательные вина из Македонии: «Наусса» кооператива «Ваени», изготовленное из особой разновидности сорта Ксиномавро 100% и «Альфа Эстейт» с одного из лучших виноградников страны – культовое вино известного энолога Ангелоса Ятридиса, ассамбляж международных сортов Сира, Мерло и местного Ксиномавро.

«Талантливо! Могут ведь. И как могут! Ай да греки!» – подумал я и устыдился тому, что чуть было не сровнял под одну гребенку всех греков и все их вина.

Большинство из означенных  вин, увы, пока не купить в России (хотя кое-что уже продается). Но самое главное, мне кажется, в том, что зная имена производителей, их будет несложно найти в Греции – стране с древней винодельческой историей. А найдя, поддержать талантливых и рукастых братьев-греков и на полном серьезе порадоваться винам из Эллады.