Получается так, что Аэрофлот остается одним из немногих советских изобретений, за все время своего существования не растерявшим надежности и, не побоюсь этого слова, шарма. И как ни крути, сегодня авиакомпания, безусловно — марка и национальный бренд, как принято говорить. А еще знания, опыт и Имя, за которое не стыдно.
Прошу прощения за набор шаблонов, но отечественный космос, ядерная физика с академической наукой, увы, переживают не лучшие времена. На мировой сегодня арене, по-счастью, все еще фигурируют русский балет, все еще держится исполнительское искусство и все еще продается авангард 20-х. Да, чуть не забыл - теперь еще и астрономические феномены, ярко сгорающие в плотных слоях атмосферы, ставшие чуть ли не культурным кодом России. Все. Вспомнить больше не о чем?
Белоснежный авиалайнер в ярко-голубом небе, всегда элегантная бортпроводница в юбке-карандаш и призыв: «Летайте самолетами Аэрофлота!», красовавшиеся на стенах московских зданий 50 лет назад, актуальны и сегодня. Мои слова — не унылые ретроспекции, а констатация факта: Аэрофлот — по-прежнему на высоте! И хотя за годы цвета самолетов и униформа стюардесс (но не их обаяние) изменились, авиакомпанию знают во всем мире. Мало того, ее, как мне недавно сказали в приватной беседе, все чаще предпочитают другим. В общем, Аэорофлот летал, летает и будет летать.
А я летал, летаю и буду летать Аэрофлотом. Тут я «Ни единою буквой не лгу…», как сказал поэт. Мое теплое отношение к этой авиакомпании объясняется тем, что мы давно и хорошо знакомы. Свой первый пассажирский опыт я получил на Ту -104 в возрасте 4 лет в 1964 вместе с болью в ушах и карамелью «Взлетная» в вощеных фантиках с нарисованными на них крылышками. Затем, в 1967 я узнал, как пахнет самолетное горючее и что такое закладывающий уши грохот моторов и пропеллеров Ту- 114 и Ан-24. Чуть повзрослев, я поднимался по трапу в легендарный Ту-134, а еще летал на малютках Як -40 и широких Ил-86…
Теперь у Аэрофлота современные и комфортабельные европейские и американские самолеты, но он не перестал быть российским Аэрофлотом. Он не перестал вызывать у меня доверие. Это ведь — весьма важная компонента в отношении к воздушному транспорту. Нет, пожалуй, самая важная! Предвижу волну критики и уже слышу: «а задержки?», «а питание?», «а болтанка?», «а потерянный чемодан?»…
Наверное, задержки рейсов, фокусы с кормежкой и потери багажа случаются на бортах любых авиакомпаний, но если говорить концептуально, то я верю Аэрофлоту. Верю людям, которые доставляют меня по небу в нужную мне точку Земли. Я знаю, что стюардессы позаботятся, подскажут, помогут, что командиры воздушных судов – пилоты и другие члены экипажа, в любой ситуации сделают все возможное, все от них зависящее, чтобы со мной все было в порядке. И это не пустые слова. Полеты пассажирской авиации, на мой непрофессиональный взгляд, это — очень сложный, многокомпонентный процесс — и с точки зрения техники и с точки зрения психологии. Я, будучи пассажиром, могу летать каждую неделю, могу привыкнуть к перелетам и чувствовать себя в кресле, как дома, но то, что под ногами 10000 метров, а за бортом минус 60 С — это аргумент, который всегда со мной. О нем можно забыть, но от этого он не исчезнет. А значит, я могу говорить, что совершено не волнуюсь перед предстоящим полетом, но это никогда не будет 100% правдой. Любой пассажир в той или иной степени переживает стресс. И искусство экипажа и авиакомпании его уменьшить. Аэрофлот этим владеет. У него это получается.
А что же другие авиакомпании, хуже? Нет, не хуже — я ни в коей мере не ставлю под сомнение профессионализм других авиаперевозчиков, их умение создавать на борту комфорт для пассажира. Но они — другие. Для меня, другие. Я летал десятками иностранных авиакомпаний, но только в одной, только в Аэрофлоте мне улыбаются по–русски.
Волею судеб, я работаю главным редактором бортового журнала Аэрофлот Premium — одного из семейства бортовых изданий Аэрофлота. Мне действительно радостно от мысли, что результат моей работы, буквально лежащий в салоне самолета в кармане впереди стоящего кресла, помогает людям спокойно, с удовольствием коротать часы в воздухе, создавая приятное настроение и чувство комфорта. Разумеется, журнал - лишь небольшая деталь большого и сложного аэрофлотовского механизма, но я убежден, что взяв в руки любое издание, на обложке которого логотип Аэрофлота, перелистнув его страницы и найдя на них интересное, актуальное, позитивное, человек получает возможность отвлечься и увлечься, расслабиться и отдохнуть, а в небе это особенно важно.
Иногда мне кажется, что на самом деле многое в жизни предопределено. Когда мне было лет 12, знакомая моих родителей, работавшая в голландской авиакомпании, подарила мне несколько значков. Тут были KLM, JAL, PAN AM и Аэрофлот. Значок-медалька Aeroflot с Ил-62 на фоне земного шара мне нравился больше всех. Он оказался единственным, который у меня сохранился. Я его сберег.