Вино в субъективе. Русский терруар

«Виноградники появились уже и под Самарой, и под Белгородом — не удивляйтесь, если через пару лет услышите о воронежских Пино нуарах» (цитата из статьи эксперта компании Simple Дмитрия Ковалева). Российские вина – не миф. Российские вина – реальность. Реальность с «защищенным географическим указанием». И она по-настоящему удивляет.

Это — не шапкозакидательство, не констатация замещения чего-то одного другим, но оптимизм, который местами выглядит не слишком осторожным. Но основания для него у меня есть. Так получается, что последнее время я все чаще пробую отечественные вина. И хочу заметить, что еще несколько лет назад о новом российском вине шли только разговоры в теоретической плоскости, спровоцированные эпизодами спонтанного винодельческого энтузиазма. Сегодня — плоскость иная — практическая: мы пьем вполне конкретные вина, конкретных виноделен и говорим о них. Вполне возможно, мои мысли покажутся слишком общими и не слишком оригинальными, но я, как потребитель, все-таки позволю себе перевести личные ощущения в некоторые (субъективные) выводы:

Новые российские вина — необычные, яркие, запоминающиеся своей стилистикой. Будь-то легкие, тонкие гастрономичные белые, достойные розовые, повседневные несложные свежие выдержанные в стали красные или красные, но, уже насыщенные полнотелые округлые, выдержанные в дубе, они — всегда эмоция. Безликих, никчемных, проходных вин с равнодушием в послевкусии мне, по счастью, не попадалось. Но справедливости ради, скажу, попадались грубоватые и недоработанные, что лишь свидетельствует о том, что сделать вино непросто.

Новые российские вина из местных сортов — заслуживают самого пристального внимания — у них собственные и вполне убедительные характер и органолептические качества. Интересны, как односортовые вина, так и ассамбляжи с участием автохтонных сортов.

Климатические особенности нашего Юга и российские терруары, среди которых есть уникальные,  часто даже классическим международным сортам винограда придают особое звучание, особый колорит и шарм. Это мне не просто импонирует, в этом всегда скрыта интрига.

Василий Шомов

Журналист, главный редактор журнала "Аэрофлот Premium", автор романа Presstrip. Родился в Москве в 1960 году, по образованию врач, любит путешествия, песни The Beatles и бульдогов. Интересуется культурной антропологией. Любимое изречение: «Мы помещены в мир, который накладывает на нас обязательства» (Ларс Свендсен).

Если на этикетке российского вина обозначен международный сорт, скорее всего не стоит ждать от него классического набора выверенных и хорошо известных сортовых характеристик винограда. И тем более не стоит разочаровываться. Нужно пробовать и быть готовым к новым акцентам, к необычной нешаблонной винодельческой трактовке, как правило, более элегантной, сдержанной, утонченной и, в конечном счете, не менее интересной нежели классика. Вам чужды эксперименты и ближе привычные, выверенные и навсегда запечатленные в сознании образы Темпранильо, Шираза, Рислинга или Пино нуара? Тогда берите Испанию, Австралию, Францию. Вино должно быть в радость. Но не лишайте его способности удивлять, а себя удивляться!

Дегустируя и употребляя совершенно разные новые российские вина понимаешь, что над ними работают. Работают всерьез. Работают старательно. Работают честно. При этом нужно понимать, что многие, особенно молодые винные хозяйства пока лишь выстраивают свою идеологию, нащупывают свой особый стиль и работают с молодыми лозами, еще не вошедшими в силу, не заимевшими харизму, не набравшими смелость. Они — в развитии и для всего этого нужно время. И оно придет потому, что с робкими лозами работают неробкие люди. 

Среди новых российских вин Дона, Волгоградской области, Краснодарского края или Крыма можно найти как просто хорошие, так и по-настоящему интересные вина и это не всегда зависит от ценовой категории, размеров виного хозяйства и его имени. 

Некоторые российские вина, из тех, что постарше, если оставить предвзятость в стороне, вполне конкурентоспособны и в плане органолептики, и плане потенциала выдержки и в плане дизайна. Мало того, из года в год, от урожая к урожаю они держат заданную планку.

Угадывать вина, если в слепой дегустации кроме прочих, участвуют российские, стало трудно. И не только мне. Недавно я видел экспертов, которые дегустировали, пребывали в раздумьях и осторожничали в оценках. Не потому, что в бокалах было что-то невнятное, а потому, что они встретись с новым и необычным.

И еще один интересный момент. Российские вина, обладая порой особой ароматикой и букетом, расширяют пространство для кулинарных открытий, давая возможность сомелье и шефам обнаруживать и выстраивать совершенно новые вкусовые гастрономические конструкции. 

P.S.  Я поддерживал и буду поддерживать наших виноделов. Дело это сложное, долгое и требующее помимо неравнодушия, еще и нечеловеческой выдержки. И сказать добрые слова тем, кто работает на земле, а это, как известно труд тяжелый — считаю необходимым. Удачи, вам, виноделы и энологи!