Эпоха Рембрандта и Вермеера в Москве

В ГМИИ им. Пушкина привезли одно из крупнейших частных собраний голландской живописи XVII века — шедевры Лейденской коллекции. На выставке представлены картины, принадлежащие чете коллекционеров из Нью-Йорка Томасу и Дафне Каплан. До 22 июля в Пушкинском — произведения  Рембрандта, Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского.

В наше время, когда шедевры гениев старого искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, супругам Каплан, страстно влюбленным в Рембрандта, удалось почти невозможное. За последние 15 лет они собрали внушительную коллекцию произведений исключительной редкости. В ней работы Рембрандта, Франса Халса и Яна Вермеера Делфтского, Карела Фабрициуса и многих других лейденских живописцев.

Как говорит Томас Каплан, когда он начал собирать коллекцию, он и представить не мог, что Рембрандт может находиться в частных руках, может принадлежать одному человеку — ведь сейчас признано всего лишь 400 картин мастера.

Конечно, не надо обладать феноменальным чутьем, чтобы покупать общеизвестные шедевры, однако супруги Каплан не рассматривают коллекционирование как инвестицию. С самого начала они хотели, чтобы собрание было доступно людями. Сами хозяева никогда не жили с коллекцией в одних стенах. Они даже подумать об этом не могли, признается мистер Каплан.

Благодаря невероятной удаче американские коллекционеры приобрели работу Яна Вермеера «Девушка, сидящая за вирджиналем», которая представлена на выставке. Когда Томас Каплан покупал это небольшое полотно, у картины была сомнительная атрибуция: она приписывалась мастерской Вермеера, несмотря на то, что у Вермеера не было как таковой мастерской. Только уже после приобретения и повторной экспертизы авторство картины точно установили.

Так супруги Каплан стали единственными частными лицами  — обладателями полотна Вермеера.

Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Еще одно невероятно редкое приобретение – картина Карела Фабрициуса, одного из самых талантливых учеников Рембрандта. Его кисти приписывают всего около 20 картин, все они, кроме «Явления ангела Агари», тоже представленной на выставке, находятся в музеях.

Коллекционеры подчеркнуто не хотели давать собранию свое имя, а назвали его в честь нидерландского Лейдена, родного города многих знаменитых художников. Благодаря первому из них — Лукасу ван Лейдену — городок стал колыбелью жанровой живописи. Связано с Лейденом и творчество Рембрандта.

В экспозиции представлены 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России, — всего восемьдесят картин и два рисунка. Посетители также увидят шедевры Франса Халса, Геррита Дау, Яна Ливенса и других их выдающихся современников.

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» пройдет в ГМИИ им. А.С.Пушкина с 28 марта по 22 июля 2018 года и в Эрмитаже с 5 сентября 2018 года по 13 января 2019 года.