Фестиваль "Звезды белых ночей"

Вердиевская «Аида» в цирковой аранжировке известного швейцарского режиссера Даниэле Финци Паски станет одним из центральных событий XIX Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей», который открывается сегодня в Санкт-Петербурге.

Даниэле Финци Паска, автор сценария и режиссер церемонии закрытия ХХ Олимпийских игр в Турине, известен российской публике прежде всего как постановщик спектакля Corteo для Cirque du Soleil. Для Финци Паски любая сцена – это своеобразный стилистический полигон. Постановщик с удовольствием жонглирует театральными жанрами, произвольно и со вкусом смешивая в своих постановках акробатические трюки, элементы комедии дель арте, традиции средневековых карнавалов и клоунаду.

В последние годы Валерий Гергиев сделал ставку на сотрудничество с выдающимися европейскими режиссерами. Только за последние два года репертуар театра пополнился «Женщиной без тени» Рихарда Штрауса в постановке британца Джонатана Кента, имя которого связано с расцветом лондонского театра «Алмейда»; еще один британец, известный провокатор Грэм Вик, однажды втиснувший единственную бетховенского оперу «Фиделио» в палатку неподалеку от футбольного поля и часто предпочитающий традиционной сцене заброшенные катки и здания промышленных предприятий, выпустил в Мариинке «Средство Макропулоса» Леоша Яначека; а за «Троянцев» Гектора Берлиоза Гергиев поручил взяться испанцу Карлушу Падриссе, руководителю каталонской труппы «Ла Фура дель Бауш», созданной как небольшой бродячий театр и превратившейся в одну из самых успешных театральных трупп мира, соединяющей в своих проектах самые современные компьютерные технологии и элементы балагана.

Интересно, что маэстро, возглавляющий один из самых академичных театров мира, в последнее время не гнушается творческих альянсов с цирковыми ансамблями или труппами, выросшими из уличных театров, как это произошло в случае с каталонской командой.

Опера должна быть ближе к народу, уверен Валерий Гергиев. «Мы пригласили Финци Паску в расчете на то, что его постановка «Аиды» станет популярным спектаклем, который будет показан многократно в течение нескольких сезонов, как это было, например, с моцартовской «Волшебной флейтой» Алена Маратры, которая прошла уже более ста раз с момента премьеры спектакля в декабре 2007 года», – рассказывает художественный руководитель Мариинского театра.

Гергиев обещает зрителям «яркий, демократичный спектакль, созданный с прицелом на мощный прокат». «Аида» будет показана дважды – 11 и 14 июня – на сцене Концертного зала Мариинского театра.

Программа фестиваля, который продлится девять недель, включает более 115 спектаклей и концертов.

Открывает фестивальную программу 23 мая опера Доницетти «Любовный напиток» под управлением Валерия Гергиева с Анной Нетребко в партии Адины.

21 и 27 июля Мариинка представит публике оперу «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена в постановке Клаудии Шолти с Уиллардом Уайтом в одной из ведущих партий. «Дочь недавно ушедшего от нас выдающегося английского дирижера Георга Шолти, имеющая значительный опыт работы в киноиндустрии, выпустит у нас оперу, которую особенно любил ее отец», – прокомментировал премьеру Валерий Гергиев.

Традиционно на фестивале «Звезды белых ночей» собирается настоящий пантеон лучших мировых исполнителей классической музыки. На этот раз в фестивале примут участие дирижеры Курт Мазур, Неэме Ярви и Рафаэль Фрюбек де Бургос, пианист Рудольф Бухбиндер, скрипачи Вадим Репин и Леонидас Кавакос, певцы Ферруччо Фурланетто и Уиллард Уайт.

Ценители камерной музыки особенно рады приезду в Петербург знаменитого австрийского пианиста Рудольфа Бухбиндера, который даст серию концертов, исполнив все фортепианные сонаты Бетховена. Концерты состоятся 24, 25 и 26 июня, а также 6, 7, 9 и 10 июля.

Тем временем киноманы вовсю скупают билеты на спектакли с участием звезды Голливуда Джона Малковича. Всемирно известный актер приедет на фестиваль уже во второй раз. Малкович вновь привезет в Петербург экспериментальную постановку Михаэля Штурмингера «Адская комедия: Исповедь серийного убийцы», где актер выступил в роли обаятельного серийного убийцы.

«Адская комедия» – пьеса для барочного оркестра, двух сопрано и одного актера, написанная Михаэлем Штурмингером и поставленная автором в венском театре Ronacher в июле 2009 года. Сюжет основан на реальной истории Джека Унтервегера, австрийского убийцы проституток, написавшего в тюрьме несколько литературных произведений и впоследствии покончившего с собой. Спектакль будет дан 10 июля.

11 и 13 июля Малкович также покажет свою новую работу – спектакль о похождениях Казановы «Вариации Джакомо», созданный той же постановочной бригадой. Одну из ролей в постановке исполняет Ингеборга Дапкунайте.

В отличие от «Адской комедии», получившей восторженные рецензии в международной прессе, «Вариации Джакомо», уже вывезенные в этом году на несколько международных фестивалях, озадачили многих критиков.

«Афиша обещала нам оперный спектакль, но предложенное нам действо имело мало общего как с оперным, так и с драматическим искусством», – разочарованно пишет Питер Маккаллум в рецензии на постановку, опубликованной в газете Sydney Morning Herald в январе 2011 года. «Идея сама по себе совершенно безобидна: составить театральный коктейль из таких изысканных ингредиентов, как откровенные эротические признания из дневников Казановы и фрагменты из трех моцартовских опер, созданных в соавторстве с любимым либреттистом композитора Лоренцо дель Понте («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все»). Практически же вся затея вылилась в шоу из разряда развлечений в стиле кабаре».

Австралийский критик вспомнил о том, что Казанова в шутку рекомендовал свои мемуары тем, кто практикует сексуальное самоудовлетворение. «Ну, разве что на такой случай спектакль сгодится», – съязвил журналист, резюмируя свои впечатления о постановке.

Фестиваль «Звезды белых ночей» продлится до 24 июля 2011 года.