Германия покажет первое фото

Музейный комплекс Райс-Энгельхорн в немецком Мангейме планирует показать первую в мире фотографию «Вид из окна на Ле Гра», запечатленную Жозефом Ньепсом в 1826 году. Не похожий на современную фотографию, «Вид из окна» приедет из Техаса на выставку «Рождение фотографии: вехи из коллекции Гернсхайма», которая откроется 9 сентября и продлится до 6 января 2013 года.

Последний раз ее демонстрировали европейской публике в 1961 году. «Вид из окна на Ле Гра» (La cour du domaine du Gras), запечатленная в 1826 году Жозефом Нисефором Ньепсом из собственного кабинета, известна как самая ранняя из дошедших до наших дней фотографий. Она хранится в Центре Гарри Рансома в Техасском университете.

В этом году ее привезут в Германию для участия в выставке «Рождение фотографии: вехи из коллекции Гернсхайма».

Выставка была задумана к столетию со дня рождения пионера в исследовании фотографии, фотографа и собирателя немца Гельмута Гернсхайма (1913–1995), которое будет праздноваться в следующем году.

«Это как Мона Лиза или «Голубой маврикий» (одна из редких почтовых марок)», – говорит куратор выставки Клод Суитольд.

Сам снимок сделан по технологии гелиографии и представляет собой нечто совершенно отличное от фотографии в современном понимании, и даже от экспериментальных снимков Дагера.

Гелиография – технология, изобретенная Жозефом Ньепсом в 1825 году: на стеклянную или металлическую пластину наносился битум (асфальт), который имеет свойство застывать на свету во время экспозиции. Пластину Ньепс помещал в камеру обскура, а экспозиция была очень долгой – 6-8 часов.

«Вид из окна на Ле Гра» был утрачен после экспозиции в лондонском «Хрустальном дворце» в 1898 году. Коллекционер Гельмут Гернсхайм предпринял попытку найти гелиографию через несколько лет после войны, однако его поиски увенчались успехом только в 1952 году.

После настоящего расследования выяснилось, что фотография не покидала Лондон, а хранилась в чемодане на чердаке у наследников издателя Photographic News Генри Бейдена Притчарда, который в свое время перекупил часть наследия Ньепса. Эта находка отодвинула официальную дату рождения фотографии с 1839 года на 13 лет назад.

В 1963 Гернсхайм продал все свое собрание Техасскому университету в Остине, и таким образом «Вид из окна» покинул Европу. Жанры и темы собранных Гернсхаймом фотографий разнообразны: военные репортажи, городская среда, пейзаж, ню, путешествия, производство. Помимо снимка Ньепса на выставке покажут 250 экспонатов, полностью отражающих историю фотографии за последние два века: от первых дагеротипов, через викторианскую эпоху к шедеврам современной фотографии.

В экспозиции также будет знаменитое фото Луи Жака-Манде Дагера «Нотр-Дам и остров Сите» (Notre Dame and the Ile de la Cité, 1838), сделанное по технологии Ньепса. Изобретатель дагеротипа, кстати, был деловым партнером Жозефа Ньепса последние четыре года его жизни (1829–1833). Сотрудничеству двух изобретателей даже посвящена часть дома-музея Ньепса во французском городе Сен-Луп-де-Варен.

Кто такой Гельмут Гернсхайм?

Гельмут Гернсхайм родился в 1913 году в Мюнхене, изучал историю искусства в местном университете, а в 1934 году занялся фотографией. Он прошел двухлетнее обучение в Государственной школе фотографии в Мюнхене. Его фотографии были показаны на знаменитой Международной выставке в Париже в 1937 году. В том же году фотограф эмигрировал в Англию и обосновался в Лондоне. Во время второй мировой войны Гернсхайм работал фотографом для Института Варбурга (Лондонский университет), за это время он сфотографировал все значимые  лондонские постройки для Национального реестра архитектуры (National Buildings Record), созданного в 1940 году.

Его выставки проходили в Институте искусств Куртольда (Лондонский университет) и на других престижных площадках. Фотоработы Гернсхайма были включены в пропагандистские выставки, организованные Британским советом и Министерством информации, а также демонстрировались на выставке Национального реестра архитектуры, проходившей в Национальной галерее в 1944 году. Во время войны Гернсхайм женился на Элисон Эймс (Alison Eames), которая стала его соавтором и незаменимым партнером в работе.

После войны он знакомится с американским историком фотографии Бомонтом Ньюхоллом (Beaumont Newhall), и тот вдохновляет его начать коллекционировать фотоснимки. За двадцать лет Гернсхайм собирает уникальную коллекцию. На поприще коллекционера и исследователя он оказался успешен – именно он нашел старейшую в мире фотографию Ньепса.

Благодаря Гернсхайму мир узнал об увлечении фотографией Льюиса Кэррола – исследователь первым обнаружил фотоальбомы писателя и, благодаря сличению автографов Кэррола на фото с его же рукописями, установил авторство. В 1949 году исследователь опубликовал книгу «Льюис Кэррол – фотограф» (Lewis Carroll, Photographer. London, 1949), ставшую сенсацией.

Гельмут Гернсхайм – автор более 20 книг по фотографии, часть из которых опубликована в соавторстве с его женой Элисон, разделявшей страсть мужа. Также на его счету более 200 статей и бесчисленное количество выставочных проектов. В 1963 году Гернсхайм, к тому времени проживающий в Швейцарии, решил продать коллекцию в Центр Рансома, однако он продолжал работать как преподаватель, критик и историк фотографии. Гельмут Гернсхайм скончался в 1995 году.