В главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка «Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета», объединяющая в одном выставочном пространстве живопись и предметы декоративно-прикладного искусства.
В основе свежей кураторской концепции лежит идея создания образа дома, так знакомого нам по великим работам голландских мастеров XVII столетия.
Среди одиннадцати работ известных мастеров из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитажа, Музея изящных искусств Будапешта и Музея Дордрехта можно увидеть работы Питера де Хоха «Материнские заботы» (около 1673), Габриэла Метсю «Девушка за вышиванием» (около 1661–1664), Франса ван Мириса Старшего «Утро молодой дамы» (около 1660), Корнелиса де Мана «Игроки в шахматы» (около 1670), Николаса Маса «Подслушивающая» (1657) .
Двигаясь в полумраке от двери мимо переливающегося хрусталя, по-домашнему сверкающего серебра, видя, как эти предметы нашли свое место в идеально скомпонованных работах голландских мастеров, сложно не задуматься, насколько изменились в современном обществе значения и образ дома. В полумедитативном состоянии пройдя от маленькой туфельки мимо блестящего лакированными боками кабинета, синего попугая на ювелирно выписанной клетке Габриэла Метсю, упираешься в наполненное знаменитым голландским светом полотно Питера Янсенса Элинги «Комната в голландском доме».
Одно из главенствующих мест в системе ценностей жителей Нидерландов, как, впрочем, и у многих в то время, занимала семья. Однако восприятие дома у голландцев было иное. Легкая, прозрачная, приглашающая заглянуть и рассмотреть красивые изделия местных мастеров и экзотические вещицы, привезенные из разных концов света, обитель не подходила под описание «мой дом – моя крепость».
«Для нас до сих пор очень важно иметь уютный дом, отчасти потому, что мы остались все теми же открытыми, путешествующими по всему свету людьми, - поделилась на открытии выставки посол Королевства Нидерландов Рене Джонс-Бос. Это событие, кстати, стало ее первым выходом в свет в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посола. – И это до сих пор актуально и современно для нас, так как вы и сейчас видите через не зашторенные окна, как люди сидят внутри, едят или играют. Это выставка говорит о нашех внутренней жизни, как мы сморим на жизнь сейчас, а не только в XVII веке».
Поэтому на открытии выставки Марина Лошак подчеркнула в названии словосочетание «искусство жить» как основную тему экспозиции.
Конечно, не могло обойтись без главное певца голландского быта Яна Вермеера – в центре экспозиции мы видим 13-минутную видео-инсталляцию «Девушка, читающая письмо у открытого окна», снятую на 35-мм в полностью оригинальном интерьере.
Кубок-наутилус из собрания Оружейной палаты Московского Кремля отражает интерес к коллекционированию раковин и минералов, бокал-флейта из собрания Государственного Эрмитажа напоминает об обширных международных торговых связях, ваза для цветов работы знаменитых делфтских мастерских из собрания Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» указывает на пристрастие к разведению цветов и любованию ими.
Подробно рассказывая об интерьерах домов голландских бюргеров, экспозиция выставки позволяет зрителю проследить визуальный диалог художественных произведений, относящихся к разным видам искусства, и оказаться в уютной атмосфере частной жизни в Голландии эпохи расцвета.