Вслед за работами Рафаэлло, Бернини, Боттичелли, Лотто, Караваджо, Брондзино, Мантеньи уже во второй раз «гостем» Посольства Италии в Москве стал Джованни Беллини и его картина «Мадонна с красными херувимами» (в прошлый раз это был «Портрет юноши»).
В торжественной церемонии приняли участие посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини и президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.
Всего в экспозиции выставки, которая пройдет в ГМИИ им. Пушкина с 18 декабря 2014 года по 22 февраля 2015 года, будут показаны четыре работы выдающихся итальянских мастеров второй половины XV века, объединенных одним сюжетом – Мадонна с Младенцем. Это один из центральных образов как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения.
Центром экспозиции станет знаменитая картина Пьеро делла Франчески (1412–1492) «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1474) из Национальной галереи Марке, Урбино.
Также на выставке будут представлены работы его современников, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это вышеназванное произведение Джованни Беллини, работы Карло Кривелли («Мадонна с Младенцем») и Козимо Туры («Мадонна со спящим Младенцем»).
Детали в изображении «Мадонн» никогда не были случайными. В частности, элементы пейзажа – холмы, река, укрепленный город, - являлись знаками Девы Марии, отсылающими к атрибутам, которые ей приписывали письменные источники. Позы фигур, детали их окружения и одежд, множество оттенков – все имело значение, все являлось метафорами и давало возможности для импровизаций в рамках этой темы.
У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия. Для венецианца Беллини характерно поэтическое осмысление сюжета; Мантенья, при внешней сдержанности его работы, подчеркивает глубину драмы Богоматери и ее Сына.
Джованни Беллини за своюдолгую жизнь написал множество «Мадонн с младенцем» и был одним из самых тонких и глубоких мастеров этих композиций. «Мадонна с красными херувимами», созданная около 1490 г., относится к периоду зрелого творчества художника. Здесь использована композиция, развитая в многочисленных вариантах в предыдущие годы, - Мадонна поддерживает Младенца, сидящего на колене. Однако изображение ангелов, исполненное киноварью, ангелов, пылающих любовью, становится и важным композиционным приемом – херувимы образуют полукруг над головой Марии и Младенца, придавая сцене пространственную глубину и погружая главных героев в некоторое уединение.
В картине феррарского мастера Козимо Туры ощущение трагедии достигает кульминации;работу Карло Кривелли отличает эмоциональная окраска образов и интерес к деталям предметного мира. Торжественности и впечатлению священной ауры чудотворных образов Пьеро делла Франческа способствуют классические пропорции, ритуальные жесты и иератическая строгость персонажей, напоминающие позднеантичные христианские мозаики или византийские иконы.