Караваджо вернулся в Москву

15 сентября в ГМИИ им. Пушкина стартовала выставка «Караваджо и последователи», для которой специально из Флоренции привезли один из шедевров мастера - картину «Мальчик, укушенный ящерицей».

На здании ГМИИ им. Пушкина после четырехлетнего перерыва снова появилось имя великого итальянского живописца Микеланджело Меризи да Караваджо.

Выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина» своего рода продолжение грандиозной выставки Караваджо, которая с огромным успехом прошла в ГМИИ им. Пушкина в 2011 году.

Словно камень, брошенный в омут искусства, его творчество волновало сердца не одного поколения художников. Географические и временные рамки его влияния настолько широки, что его сложно переоценить. Без Караваджо не было бы Рубенса, Пуссена, Веласкеса и Рембрандта.

В противовес моде того времени Караваджо в качестве главного принципа руководствовался реальностью. В качестве главного действующего лица в его работах выступает свет. Фирменный «погребный свет» выхватывает персонажей из мрака, выставляя их такими, какие они есть. Как писал сам Лонги: «сама жизнь, застигнутая врасплох светом».

Экспозиция состоит их картин ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо. Тридцать картин предоставлены Фондом Лонги, они являются частью богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890–1970), остальные 20 принадлежат коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.  

Отчасти тем, что мы сейчас хорошо знаем и любим Караваджо, мы обязаны именно Роберто Лонги, ведь это он снова открыл для широкой публики имя мастера.

«На данный момент это один из важнейших для нас проектов, он не был готовым, упакованным, это результат непосредственного сотрудничества между научным учреждением, каковым является Фонд Лонги, и музеем им. Пушкина, - говорит президент Фонда Роберто Лонги Мина Грегори,- Разумеется это также отличная возможность показать картины, которые обычно висят в доме Роберто Лонги (Villa il Tasso во Флоренции - прим. ред.). А здесь они приобретают, конечно, особую торжественность и ауру».

Центром и ключом экспозиции является знаменитая работа «Мальчик, укушенный ящерицей», хоть и ранняя работа Караваджо, но с уже совершенно явно оформившимся самобытным стилем мастера. По традиции картину до выставки в музее сначала показали в Посольстве Италии в Москве.

В названии фигурирует определение «последователи», а не караваджисты, сама автор идеи выставки и ее куратор Виктория Маркова отмечает, что настояла на этом, так как временные рамки выставки очень широки, вплоть до XVIII века, так что это скорее влияние, чем непосредственное подражание. При жизни у Караваджо учеников не было, и он сам терпеть не мог, когда ему подражали. Эта волна началась только со смерти художника в 1610 году.

«Болонский академизм - очень определённое направление, там школа, там мастера. Караваджизм явление гораздо более расплывчатое, потому что это художники, приезжавшие из разных концов в разное время. Это были художники с разным багажом за плечами, из разных мест приехавшие, как правило с маньеристическим багажом, но разным.

Кто-то с севера, кто-то с юга, кто из Испании, кто-то из Франции, очень разноперая компания, - говорит Виктория Маркова. - И видели они в Караваджо каждый то, что видел, как он это видел и то, что от него требовали заказчики. И это делает явление с одной стороны несколько расплывчато- неопределенным, а с другой стороны, я думаю, что в этом его сила».

Экспозицию логически продолжают работы первых последователей Караваджо: Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620).

Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение демонстрируют пять полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы, работавшего в Неаполе.

К открытию выставки выпущен объемный каталог с большим количеством цветных иллюстраций и подробными комментариями от Виктории Марковой.

Выставка «Караваджо и последователи» продлится до 10 января.