Климт и Шиле в Москве

10 октября в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка величайших представителей австрийского искусства из собрания венского музея Альбертина. Впервые в Россию привезли такую масштабную подборку графики Густава Климта и Эгона Шиле.

В Москве открывается первая в России выставка двух венских гениев: Густава Климта (1862 – 1918) и Эгона Шиле (1890 – 1918), умерших в один год. Один – уже всемирно известным художником, другой – 28-летним юношей – от бушевавшей в то время в Европе испанки, всего после через три дня после кончины беременной жены.

В Москве привезли около ста листов из музея Альбертина, главного собрания графики Климта и Шиле в мире. Эти работы относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка – этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели. Особое место занимают автопортреты Шиле, художника, который начинал как последователь Климта, но проломил «потолок красивости» и осуществил переход от модерна к экспрессионизму.

В многочисленных автопортретах Шиле создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает. Неестественные жесты и позы привносят особенную выразительность в работы художника.

У графики, в отличие от живописи, достаточно короткий срок жизни, от света она портится и выцветает. Тем ценнее, что несколько десятков часов из отведенного этим работам срока они проживут перед нашими глазами.

Работы Густава Климта и Эгона Шиле появились в Альбертине еще при жизни художников. В России же произведений великих австрийцев нет. « Российские коллекционеры чаще ездили в Париж и смотрели на историю искусств через Францию. Считалось, что центр мира это Париж и все новое передовое совершается там. Многое становится видно по истечении времени, когда нас отделяет от событий дистанция, и сегодня мы понимаем, что Вена была в некоторых вопросах не менее важным культурным центром, чем Париж. А в России  это осознали это уже с некоторым опозданием, когда уже поздно было делать какие-то приобретения. Тем более дорого», – объясняет это куратор выставки Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Не последнюю роль в этом упущении куратор отводит эротизму в произведениях австрийцев. В России были сильны буржуазные убеждения против обнаженной натуры и коллекционеры попросту боялись приобретать такие откровенные изображения.

Выставка еще не открылась, а директор музея Марина Лошак уже готова к волне возмущения поборников нравственности. Однако без эротики невозможно представить творчество этих рисовальщиков, в особенности Шиле, тем более, что на выставке представлены его шедевры. Ведь в 1912 году Шиле даже арестовали и обвинили в нарушении общественной морали. Ситуацию усугубили те самые откровенные рисунки художника, которые признали порнографическими.

«Во мне как в директоре музея растет очень серьезный внутренний цензор, который жёстче работает, чем кто бы то ни было. Не слишком расстраивая эмоциональных и рассчитывающих на пуританское ощущение искусства, тем не менее нужно показать то, без чего невозможно показать искусство одинокого, страждущего, сложно воспринимающего жизнь человека. Невозможно оскопить художника просто потому, что ты боишься кого-то расстроить», – говорит Марина Лошак. Так что директор просит с осторожностью приходить в сопровождении детей – выставке присвоена категория 18+ .

Но взглянем правде в глаза, искусство – не балерина в накрахмаленной пачке и не строгая училка, грозящая указкой. Искусство, как сама жизнь, полно крови, грязи и страдания. Художник в данном случае имеет право быть испорченным, отчаявшимся и даже развращенным. Оно не должно ни просвещать, ни морализировать, и вообще никому ничего не должно.