Новая выставка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина продолжает знакомить гостей с произведениями из частных коллекций, обычно недоступных широкой аудитории. Выставка состоит из 29 картин представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их круга из собрания Константина Мауергауза.
Несмотря на довлеющий гений великого нидерландца, потомки Питера Брейгеля Старшего смогли оставить самобытный след в искусстве. На первый взгляд картины последователей Брейгеля написаны в едином стиле, но когда их экспонируют вместе, становится очевидно, что каждый из художников разработал свой яркий индивидуальный подчерк.
На выставке представлены двенадцать произведений Питера Брейгеля Младшего, три – Яна Брейгеля Бархатного, шесть картин Яна Брейгеля Младшего и четыре – Яна ван Кесселя Старшего, внука Яна Бархатного.
В экспозицию также вошли работы Мартена ван Клеве Старшего, Яна ван Кесселя и других мастеров из близкого круга Брейгелей, которых связывали с ними не только профессиональные, но и родственные узы.
Каждая работа в этой экспозиции имеет уникальную историю поступления в собрание, на поиск и приобретение некоторых картин у коллекционера уходили годы.
Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным из-за своей необычайной нежной палитры, был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего, и их братьев наиболее смело трансформировал стиль отца.
Мастерство этого плодовитого и разностороннего художника, продемонстрированное во всех жанрах, но более всего в пейзажах, позволило ему стать одним из самым известный среди потомков.
Многочисленные изображения животных, фруктов и людей в его работах иногда писали другие художники, например в картине «Земной рай» ( Гаага, Маурицхёйс).
Невероятно плодотворным оказалось его сотрудничество с Рубенсом. Одна из первых известных работ этого тандема - «Битва Амазонок» (Картинная галерея в Потсдаме) стала образцом для для в дальнейшем привычной схемы. Рубенс писал людей и лошадей и придавал картине античный стиль. Брейгель брал на себя пейзаж. Считается, что идея картины также принадлежит Брейгелю. Если присмотреться к полотну, видно, что фигуры верхнем правом и левый углы картины также принадлежат кисти Яна.
Большого внимания заслуживают натюрморты художника, написанные им в своей уникальной манере. Букеты в вазах (Милан, пинакотека Амброзиана) или чашах (Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
В Лувре и Королевском музее изящных искусств висят Мадонны Рубенса, окруженные гирляндами цветов, трепетно выписанных Яном Брейгелем.
Одну из его самых известных картин «Битва при Арбеллах», иллюстрирующую сражение при Гавгамелах Александра Македонского и Дария, можно увидеть в Лувре. Также его работы можно встретить в Старой пинакотеке в Мюнхене, Музее изящных искусств в Будапеште, в Музее Прадо, в Эрмитаже и других музеях Европы.
Питер Брейгель Младший начинал свой творческий путь с копирования произведений отца, привнося в их много нового и индивидуального, но впоследствии выработал свою манеру.
В начале своей творческой карьеры он увлекался сюжетами Страшного суда, за что и получил прозвище Адский. Потом он слегка смягчил свой стиль и отказался от мотивов в духе Босха. Внимание к деталям и интерес к обычной жизни людей позволили его работам стать настоящей энциклопедией народной жизни.
На протяжении нескольких десятилетий Питер Брейгель Младший возглавлял мастерскую, в которой сделали свои превые шаги немало ярких художников — например, прославленный мастер натюрморта Франс Снейдерс.
Ян Брейгель Младший - сын и ученик Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), внук Питера Брейгеля Мужицкого, после смерти отца стал главой большой мастерской, в которой, помимо повторений работ отца, создал множество картин в его манере.
Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был настолько высок, что для нескольких поколений современных исследователей явилось необычайно сложной проблемой разграничение авторства его самого и его отца, Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).