В истории великого живописца XVIII века начинается новая московская глава.
Хотя Джамбаттиста Тьеполо никогда не бывал в Москве, живопись мастера рококо в России, конечно, знали и любили. Грандиозные по своим масштабам полотна «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» более двухсот лет назад были приобретены князем Николаем Борисовичем Юсуповым у венецианца Пьетро Конколо. Специально для выставки их перевезли в ГМИИ им. Пушкина из Архангельского. К ним присовокупили произведения из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, большая часть которых происходит также из юсуповской коллекции. И теперь выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико» покажет все находящиеся в собрании Москвы работы Тьеполо, отца и сына.
Московские полотна из Архангельского написаны около 1745–1747 годов, их относят к расцвету творчества Джамбаттисты Тьеполо. Чуть позже последует создание его всемирно известных монументальных произведений – росписей Палаццо Лабиа в Венеции, Виллы Вальмарана в Виченце, архиепископской резиденции в Вюрцбурге, королевской резиденции в Мадриде.
Помимо картин из юсуповского собрания, в ГМИИ с 1931 года находятся еще две важные работы Тьеполо: «Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским» и эскиз главного алтаря церкви Санти Массимо э Освальдо в Падуе «Двое святых».
Согласно надписи на обороте, Джамбаттиста подарил его своему старшему сыну Джандоменико.
Выставка открывает перекрестный год России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы и посвященного сотрудничеству российских и итальянских музеев.
Даты проведения выставки: 11 февраля 2021 – 1 ноября 2022